Упырь

Свидетельства о существовании

Первое упоминание об упырях было выявлено в летописях, датированных XI в. в княжестве Полоцком. Записи гласили, что ночью людей будил топот человека и, если кто-то выходил на улицу, он подвергался в скорости мучительной гибели — умирал от незнакомой болезни. Вместе с этим событием по всей Руси Киевской возникли бедствия.

  1. Одновременные бури и засухи.
  2. Эпидемии неизвестных болезней.
  3. Частое и массовое нападение половецких племен.

Летописец не связывал это с упырями, но легенды и мифы того времени, указывают на эту причину бед. Позднее появляются повествования и небылицы о солдате, который с помощью смекалки и ловкости убегал от упыря. Люди утверждают, что «дыма без огня не бывает».

Особенности создания

В сознании людей упырь выглядел очень жутко и устрашающе. Эти монстры не были похожи на современных вампиров или вурдалаков. По легендам славянских народов, упыри могли обернуться любым животным или стать невидимым для людей, чтобы подкрасться незаметно и поймать свою жертву.

В схватке они опять становились видимыми, с горящими налитыми кровью глазами, железными пальцами и зубами. Их тела были истерзаны, в крови, ранах. Ходят даже повествования, что люди выкапывали из могил мертвецов, которых подозревали в том, что они упыри. После выкапывания нечисть определяли по таким признакам:

  • тело не подлежало разложению;
  • одежда истерзана и в крови;
  • тело в ранах и ссадинах.

Люди настолько верили в их существование, что боялись ходить рядом с могилами, в которых, как они считали, может находиться дух мертвеца-упыря. Ходили слухи, что, если пройти мимо такого места и побеспокоить мертвеца, то ночью он придет к этому человеку обязательно. Считалось, что, если все-таки приходилось проходить мимо, то на могилу необходимо бросить палку или горсть земли.

История создания

«Упырь» написан частично под влиянием повести «Вампир» Джона Уильяма Полидори, которая была опубликована в русском переводе в Москве в 1828 году. С «Вампиром» Д. У. Полидори «Упырь» Толстого связывает только один сюжетный ход — завязка в обоих произведениях происходит на светском приёме. Ещё в конце 1830-х Толстой написал на подобную тему рассказ «Семья вурдалака», который оставался в рукописи и был опубликован после смерти автора.

Источником вдохновения для повести стали воспоминания Толстого о его пребывании в итальянском городе Комо в 1838 году. Он писал об этом жене в апреле 1872 года, отмечая виллу Ремонди, девушку по имени Пепина и другие детали.

Впервые Толстой прочитал «Упыря» 9 апреля 1841 года у Владимира Соллогуба, где в числе слушателей повести были В. А. Жуковский и В. Ф. Одоевский. Примерно в то же время и в том же кругу М. Ю. Лермонтов читал свой мистический отрывок «Штосс».

11 мая 1841 года Толстой направил рукопись цензору А. В. Никитенко и через четыре дня получил разрешение на издание повести.

Общая характеристика

Первые упоминания об упырях были зафиксированы в языческий период. Слово имеет славянский корень «пырь», что означает «парить», «перо». В мифологии они являлись враждебными людям духами мертвецов. От чудовищ защищали берегини и Боги, которым поклонялся народ.

Со временем образ упыря изменился, это создание стало осязаемым существом. На сегодняшний день образ чудовища имеет четкое описание. К его особенностям относят:

  1. Жизнь после смерти. Чудовища являются ожившими мертвецами.
  2. Зависимость от человеческой плоти и крови. Создания питаются людским мясом или обескровливают своих жертв. Это позволяет существам продолжать свою жизнедеятельность.
  3. Уязвимость перед солнечным светом. Согласно легендам, упыри — ночные чудовища, солнце способно испепелить их кожу.

Внешность

Облик упырей в славянской мифологии описывается как «безобразный», «нечистый». Эти создания худощавы, безволосые, с выступающими суставами. Кожа чудовищ — бледно-голубая или зеленоватая. Пальцы на руках длинные, оснащены когтями с трупным ядом. Глазные резцы созданий удлинены по отношению к остальным зубам.

Способности

Мистическое происхождение также наделяет упырей некоторыми особенными умениями. К ним относят:

  1. Неуязвимость перед обычным оружием или болезнью.
  2. Умение превращаться в ветер, терновник или гнилой сук.
  3. Способность прятать дорогу, дурманить ум путников.
  4. Огромная сила и высокая скорость передвижения.

Способы обращения

Упырь — мертвец, который после смерти восстал для вреда людям. Поднятие мертвого зомби может быть спровоцировано разными причинами.

Особенности рождения

В южных славянских землях бытовало поверье, что отклонения во время процесса рождения могли в будущем сделать человека чудовищем. Среди подобных особенностей выделяют:

  1. Рождение в рубашке или во время поста.
  2. Зачатие в дни разгула нечисти.
  3. Врожденные дефекты.

Образ жизни

По поверьям, люди, при жизни причинявшие зло окружающим, после смерти могут стать кровопийцами. К обращению приводили такие виды деятельности:

  1. Поклонение чужим Богам, проповедование чужой веры.
  2. Убийства, воровство и насилие.
  3. Черное колдовство.
  4. Знахарство, направленное на умерщвление детей и смертельно больных.

Аномалии при смерти

Странные обстоятельства смерти всегда сопровождались суевериями. Человек мог стать упырем по таким причинам:

  1. Суицид.
  2. Смерть от клыков диких зверей.
  3. Летальный исход от чумы.

Неправильное погребение

Ритуал захоронения играл большую роль в культуре древних славян. Несоблюдение правил погребения могло обратить человека в нечисть:

  1. Отсутствие молебна.
  2. Передача острых предметов через тело покойника.
  3. Кошка или собака, перепрыгнувшие через умершего.
  4. Упавший гроб.
  5. Дождь, капающий на мертвое тело.

Так кто же они?

Согласно древней мифологии, вурдалаки — это восставшие из могил «живые» мертвецы. Их цель — испить кровь человека. Сначала они нападают на родных и близких, а после истребляют случайных прохожих, чтобы утолить свою жажду. Особо ценится кровь юных дев, которые еще невинны.

Вурдалаки пробуждаются под покровом ночи. Солнечный свет для них губителен. Именно после захода солнца эти хищники выходят на охоту. Согласно древним поверьям, день эти существа проводят в гробах или склепах.

Вурдалаки — это олицетворение зла и нечистой силы. Они не идут на контакт, они возрождаются, чтобы убивать.

Переписчик книг

Наша история начинается с возведения в Новгороде выдающегося памятника древнерусского зодчества – Софийского собора. Инициатором его строительства стал князь Владимир Ярославович, правда, делал это он по велению своего отца киевского князя Ярослава Мудрого. Строительство длилось пять лет: с 1045 по 1050 годы. Освятил храм епископ Лука (Лука Жидята), русский священник, которого Ярослав Мудрый избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима. Сделал это князь вопреки рекомендациям константинопольского духовенства. Лука, первый епископ русского происхождения, почитается в лике святых, он известен и как автор первого русского произведения духовной литературы «Поучение к братии».

Возведение такого храма требовало высокой ответственности и контроля. И в Новгород прибыл сам Ярослав Мудрый с женой Ингигердой, дочерью короля Швеции Олафа Шетконунга. Для строительства первого в городе каменного храма прибыли и мастера не только из Киева, но и из других стран, в том числе из Византии.

Князь Ярослав Мудрый

Для храмовой библиотеки готовились и книги. До времен первопечатника Ивана Федорова оставалось еще долгих 500 лет, и священники тиражировали книги, переписывая их. Для князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, были переписаны пророческие книги Ветхого Завета с толкованиями Феодорита Кирского «Толковые пророки». К сожалению, в подлинном виде рукопись не сохранилась, а дошла до нас в списках. А о времени работы и авторе мы знаем благодаря одной из приписок: «Почахъ же е писати в лето 6555 (1047), мсца мая, 14, а кончах того же лета, мсца декабря в 19. Азъ поп Оупирь Лихыи».

Известно, что «Повесть временных лет» датируется 1110-1118 годами. «Древнейший летописный свод» относится к 1037 году, что на десять лет старше переписки новгородского священника. К сожалению, как памятник он рассматриваться не может, так как его невозможно выделить из текста «Повести временных лет».

Упырь Лихой по праву может считаться первым в русском книгописании, а также первым, кто оставил рекомендации для читателей и первое послесловие к книге, в котором автор поведал, когда и зачем он сделал эту работу.

Софийский собор в Новгороде

Даты, указанные в приписке Упыря, – непреложный факт существования древнерусских книг задолго до знаменитого Остромирова Евангелия, считающегося первой русской рукописной книгой. И еще один момент: книга написана кириллицей с глаголического оригинала, что подтверждает окончательный переход Руси на кириллицу. Мы имеем подтверждение, что именно при Ярославе Мудром этому способствовали его школы «учения книжного».

Борьба с упырями

В стихотворении А.С Пушкина «Вурдалак» говорится: «Горе! малый я не сильный; Cъест упырь меня совсем,Если сам земли могильной Я с молитвою не съем.»

Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы.

Еще один способ гласил, что трупу нужно завязывать глаза, забивать рот песком, подрезать под коленками жилы и подкладывать туда щетину — считалось, что тогда он не сможет выходить из могилы. Для этой же цели гроб с телом упыря трижды обносили вокруг села. Действенным средством против хождения покойников считается также обсыпать могилу диким маком или просом, либо сеять мак во время похорон по дороге от дома до кладбища — покойник не сможет вернуться, пока не соберет всех зерен.

Как убить упыря

Славянские народы в дохристианскую эпоху считали защитой от упырей различные обереги, которые делали волхвы и знахари. Как они выглядели доподлинно неизвестно: скорее всего могли быть в виде пучков трав и перьев, может шерсти животных, мешочков с заговорённой землей и так далее. Если встречали упыря на кладбище, то предлагалось съесть горсть могильной земли, в христианское время это советовали делать с молитвой.

В Европе против кровопийц применяли осиновый кол и серебро, святую воду, молитву, крест. Также считалось, что упырям нет ходу на освещенную землю, что боятся они домов, где живут собаки с разными глазами или имеющие над ними пятна шерсти, напоминающие еще одну пару глаз.

Если все же упырь пробрался в дом или человек столкнулся с ним на улице ему, как в случай с оборотнем, предлагалось высыпать горсть любых семян – пока чудовище их не соберет не успокоится.


Упырь против медведя

Наши предки убивали упырей заступом – лопатой. Оживших
мертвецов предполагалось сжечь до утра, а после развеять прах над землей,
которая не принадлежит ни одной стихии – обычно для этого выбирали небольшую
отмель на реке или островок.

Упыри должны вернуться в могилу до того, как прокричат
третьи петухи, если ему не дать это сделать, то солнечный свет его обязательно
убьет. Анджей Сапковски, кстати, описал именно такой способ борьбы с упырицей в
своей книге «Ведьмак».

Этимология слова упырь неясна и разные ученые трактуют свои
версии его появления. Чаще всего можно встретить отсылку к слову нетопырь – то
есть летучая мышь. Легенд или былин, рассказывающих о том, что упыри могут
становиться этим животным нет, но конечно же вспоминается граф Дракула, который
мог обращаться летучей мышью.

Сюжет

«Сюжет повести напоминает русскую матрёшку, одна история вкладывается в другую, а в неё третья». Во время бала дворянину Руневскому бросается в глаза «человек, по-видимому, ещё молодой, но бледный и почти совершенно седой…» Его седина — результат невольного общения с нечистью (аналогия с гоголевским Хомой в «Вие»). Тот сетует, что на бал пришло несколько «беспокойных покойников, на похоронах которых он недавно присутствовал, но которые с удивительной наглостью притворяются живыми, чтобы продолжить свою давнишнюю профессию — сосать кровь из молодых людей и девиц». Он же поясняет Руневскому, как среди гостей определить упыря: «Заметьте только, как они, встречаясь друг с другом, щёлкают языком. Это по-настоящему не щёлканье, а звук, похожий на тот, который производят губами, когда сосут апельсин. Это их условный знак, и так они друг друга узнают и приветствуют». Этот же незнакомец, Рыбаренко, позднее рассказывает историю, произошедшую с ним в Италии. История преподносится таким образом, чтобы читатель сам решил, в самом ли деле присутствующие на балу — упыри или же это плод помешательства главного героя.

В сюжете можно выделить три самостоятельные линии, где главными действующими лицами выступают представители разных поколений семьи Островичей: линия Марфа — Амвросий, линия Прасковья Андреевна — Пьетро д ́Урджина и линия Даша — Руневский. Эти линии представляют собой историю проклятия старинной венгерской семьи Островичей.

Отсутствие объективной оценки повествования предлагает читателю выбор среди трёх точек зрения: первой — все события, происходящие с героем, можно объяснить логически (Владимир); второй — абсолютная вера в ирреальное (Рыбаренко); третьей — истинность существования потусторонних сил не может быть однозначно установлена (Руневский).

Упырь и вурдалак

Упыри — это чисто славянская нечисть. Это такой же «живой» покойник, но, в отличие от европейских вампиров, упыри пожирали еще и плоть жертвы. Было поверье, что если упырь выпил лишь кровь человека, то несчастная жертва обратится в такое же существо.

Понятие «упырь» существовало и до крещения Руси, но обозначение его было несколько иным: это был злой дух, встреча с которым сулила человеку верную смерть от неизвестного заболевания. Кроме того, упырь был признаком мора, засухи и голода.

После того как Русь была обращена в христианство, упырями стали называть воскресших покойников, чьи тела были погребены в землю без должного отпевания. К таковым относились:

  • самоубийцы;
  • грешники;
  • пьяницы и преступники;
  • уличенные в колдовстве люди.

Упырям свойственны внешние отличия от европейских собратьев — вампиров и вурдалаков. Если вурдалак имеет облик человека, то упырь способен перевоплощаться в любое существо. Но чаще ему приписывали вид мертвеца с металлическими зубами.

Согласно мифам, когда охотники на упырей раскапывали могилы с их захоронениями, то в земле они обнаруживали абсолютно целое тело, которое не гнило, но имело разорванную одежду, изгрызенные до костей руки и ноги.

Где живет упырь и как он выглядит


Упырь в лесу

Земля упыря – это его могила, иногда в мифах можно встретить
слово жальник, что собственно и означает кладбище. Покойник, имеющий страсть к
ночным прогулкам и строгой диете не разлагается, но иногда ему приписывают
красные или наоборот, светящиеся белым цветом глаза, искусанные по локоть руки,
одежду, измазанную землей. Он не говорит, но может выть, чавкать, хихикать,
даже ухать как сова. Двигается упырь довольно медленно – в некоторых мифах он
может насылать сон на людей и даже залезать в дома, чтобы подкрепиться. С
рассветом упыри уходят в свои могилы и каким-то хитрым образом умудряют снова
закопаться и так у них это получается, что кажется будто могила нетронутая.

На Руси никогда не изучали упырей и не относились к этому серьезною. Хотя и рассказывали про них страшилки на ночь знали, что любят они не только пить кровь, но и плотью не побрезгуют – обгрызут до костей незадачливого человека.

А вот в Европе относились к проблеме кровопийц крайне серьезно. Описание их до появления различных произведений про вампиров было очень похоже на то, что было на Руси в христианское время. В XVIII веке произошла так называемая «Вампирическая эпидемия» ее центром стала Венгрия, после завоевания ее Австрией. В этот период были подробно описаны несколько случаев появления упырей в тех или иных селах, которые пили кровь, восставая по ночам из могил.

Борьба с мужьями-упырями

Самостоятельно женщина не сможет избавиться от посещений «присохшего» к ней покойника. Она обязательно должна рассказать об этом любому постороннему человеку — матери, свекрови, священнику, соседке. Только посторонний человек способен правильно понять, что происходит, и дать женщине совет, как спастись. Для этого используется ряд приемов, построенных на одном принципе — удивить опасного пришельца чем-то необычным, из ряда вон выходящим, невозможным в нормальной человеческой жизни. Например, в одном из поверий говорится: « Одень своих детей в свадебные одежды и оденься в них сама. Когда ночью придет к тебе мертвый муж и спросит, что происходит, ты должна ему ответить: «Я собираюсь на свадьбу — брат женится на сестре». «Но разве может быть такое, чтобы брат женился на сестре?» — спросит покойник. А ты ему ответь: «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?».

Есть и другой способ: сесть на пороге, расчесывать волосы и одновременно жевать зерна конопли. Покойник спросит: «Что ты делаешь?» Надо ответить: «Вшей ем». Покойник на это скажет: «Разве можно вшей есть?» А женщина должна дать уже известный ответ: «А разве можно мертвому к живой ходить?» После этого ходячий мертвец навсегда оставит свою жену в покое.

Происхождение вурдалаков

И все-таки, пусть даже вампиры, упыри, вурдалаки — мифические существа, почему все же появились мифы и легенды о них?

Некоторые исследователи предполагают, что вампиры появились еще во времена язычества среди обычных, живых людей, которые пристрастились к животной крови. Их изгоняли из общины, и они были вынуждены существовать в одиночку, выбираясь на охоту лишь с наступлением ночи.

Такие внезапные пристрастия к употреблению крови исследователи связывают с мутацией, произошедшей у вампиров.

Но это всего лишь предположения. Однако факт существования вампиров известен практически каждому еще из истории. Какая историческая личность приходит на ум при упоминании слова «вампир»? Влад III Цепеш (Дракула) — румынский князь, прославившийся своей жестокостью и чудовищными деяниями. Говорится о том, что румынский владыка пил кровь младенцев, дабы продлить свою молодость и восполнить утраченную силу.

Вампиры упоминались и в Древнем Китае. Но, по их поверьям, вурдалаки — это существа, питающиеся не кровью, а высасывающие жизненную энергию, после чего человек погибал в считанные минуты.

Давние упоминания о вурдалаках отмечаются и в исторических архивах США. В 1800-х годах при раскопках были найдены большие «вампирские» захоронения. Опознать то, что в могилах покоились именно вурдалаки, смогли по характерной особенности тех лет: в челюстях покойных были зажаты кирпичи, символизирующие защиту людей от вампирских клыков. Но кем были те покойные, так установить и не удалось.

Как стать упырем


Фотография упыря (зарисовка)

В дохристианской Руси упырь – это некий дух, который
приносил людям самые разные неприятности от засухи до морового поветрия.
Считалось, что одним прикосновением он убивает человека обрекая его на
медленную смерть. После принятия христианства упыри поменяли свое происхождение
и стали относиться к восставшим мертвецам или, как их называли, «заложенным
покойникам» — т.е. людям, умершим без отпевания или не крещенным.

Также упырем мог стать:

  • алкоголик;
  • колдуны и колдуньи;
  • человек, оставшийся без погребения – например,
    погибший в лесу охотник;
  • некрещеные маленькие дети;
  • совершившие самоубийство;
  • проклятые при жизни или в посмертии люди.

Считалось, что упырь по ночам вылезает из могилы и ловит
зазевавшихся людишек, полностью или частично их обескровливая, не брезгует
восставший мертвец и скотиной.

Упырём мог быть не только мужчина, но и женщина – их
называли упырица. Обычно это была ведьма, которая не могла найти покоя и после
смерти доставала не мало хлопот своим родственникам. Часто можно встретить
истории, как упырица приходит к нелюбимой невестке по ночам и таскает ее за
косу, всячески вредит ей, пугает и жаждет ее смерти. Могла стать упырицей
женщина, чей муж, овдовев не соблюдает положенный траур и женится раньше срока.
Покойница приходит изгонять соперницу и даже может убить, при этом мужа только
упрекает или пугает, а детей старается защитить, хотя рассказывают и о случаях,
когда такая упырица забирает их с собой в могилу.

Может стать упырем человек, желающий отомстить своим
убийцам. После свершившегося возмездия такое чудовище либо успокаивается, либо
начинает вредить всем подряд.

Истории про упырей

Все последние пристанища упырей были вскрыты следователями, присланными в деревни и определено: если человек стал после смерти кровопийцей, то он лежит в могиле лицом вниз, его тело не подвержено гниению. Каждого из таких протыкали осиновым колом, некоторые очевидцы даже писали, что трупы начали в этот момент стонать или пыхтеть, хотя видимо просто выходили газы, которые скапливаются в теле с началом процесса разложения. Некоторые трупы на всякий случай сжигали.

Эти случаи стали поводом для проведения исследования о
существовании упырей-вампиров на самом серьезном уровне. Ученые и священники
провели тщательное расследование, результатом которого стали две книги: в одной
епископ Дованцати полностью высмеивает существование упырей, а вот в другой
автор Дома Августин Кальме наоборот тщательно собрал все случаи появления
кровопийц и утверждал, что они полностью реальны. Кстати именно его книгу можно
найти до сих пор и переведена она на многие языки.


Упырь

Свидетельства появления на Руси упырей относят к XI веку. В городе Полоцк, что на территории современной Белоруссии по ночам люди слышали громкий топот на улице, стуки в двери, если кто-то выходил или отзывался на стук, то вскоре умирал. Любопытно, что наибольшее количество случаев встречи с упырями, их описания встречается у народов, которые населяли юг России, те земли, что сейчас принято называть Украиной и Белоруссией. Возможно это из-за более мягкого климата – ведь выбираться в сибирские морозы из-под слоя мерзлой земли не так–то просто.

Еще одна этнографическая заметка принадлежит перу Ивана Франко: автор рассказывает, как в его родном селе Нагулевичи людей, которых подозревали упырями, протаскивали через костер. Было это примерно в 1830 году. Тут можно отметить любопытную деталь: получается, что не всегда упырь – это покойник, явно видна отсылка к дохристианским верованиям, которые гласили: упырь может выглядеть как угодно, ведь он дух и чего ему стоит показаться обычным человеком и творить гадости.

Что такое УПЫРЬ, УПЫРЬ это, значение слова УПЫРЬ, происхождение (этимология) УПЫРЬ, синонимы к УПЫРЬ, парадигма (формы слова) УПЫРЬ в других словарях

► парадигма, формы слова УПЫРЬ — Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

упы́рь,

упыри́,

упыря́,

упыре́й,

упырю́,

упыря́м,

упыря́,

упыре́й,

упырём,

упыря́ми,

упыре́,

упыря́х

► УПЫРЬ — Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

упы́рь

1. м. разг.-сниж.

Мертвец, выходящий из могилы и сосущий кровь живых людей (сказочный оборотень).

2. м.

Крупная летучая мышь.

► УПЫРЬ — С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

УПЫ́РЬ, -я, м. То же, что вампир (во 2 знач.).

► синонимы к УПЫРЬ — Словарь русских синонимов

вампир, нетопырь, вурдалак

► этимология УПЫРЬ — Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

I упы́рь

I, род. п. -я «вампир, труп злого колдуна или ведьмы, который бродит ночью в образе волка или совы и убивает людей и животных. Чтобы избавиться от него, нужно разрыть его могилу и пробить труп колом» (Даль), укр. упи́рь, род. п. -я, блр. упiр, др.-русск. Упирь – имя в Кн. пророков под 1047 г., болг. въпи́ръ, чеш., слвц. upír, польск. upiór (судя по начальному u-, заимств. из вост.-слав.). Реконструкция праслав. формы сопряжена с трудностями: *ǫруrь или *ǫpirь. В пользу первой возможности высказываются Брюкнер (594; «Slavia», 13, 279), Ильинский (РФВ 65, 226), которые сближают -руrь с нетопырь (см.). Другие предпочитают, особенно ввиду др.-русск. формы, – *ǫpirь и сближают последнее с пари́ть, перо́ (см.); ср. Соболевский, РФВ 65, 409 и сл.; Голуб–Копечный 403 (где также др. возможности); Вайан, «Slavia», 10, 676 и сл. Согласно Соболевскому, нем. Vampir «вампир» происходит из полаб. или др.-польск. Еще иначе Мошинский (RS 12, 81), который сравнивает это слово с сербохорв. пи́рати «дуть». Сомнительно в фонетическом отношении популярное толкование из тат. ubyr «мифологическое существо» (Радлов I, 1782 и сл.), которое связывают с uрmаk «глотать» (Мi. ТЕl. 2, 181; ЕW 375; Преобр. I, 64; Горяев, ЭС 388; Младенов 57; против, что справедливо, Корш, AfslPh 9, 676 и сл.; Мi. ТЕl., Nachtr. 1, 61). Неприемлема также этимология от авест. vyāmbura- «враждебный воде», др.-инд. ámbu ср. р. «вода», вопреки Коршу (там же; см. Вайан, там же, 673 и сл.). Бесперспективно привлечение нов.-греч., вопреки Брюкнеру («Slavia», 13, 280).

II упы́рь

II «упрямец», костром., нижегор. (Даль). Вероятно, из предыдущего под влиянием слова упира́ться; см. Горяев, ЭС 388; Желтов, ФЗ, 1876, вып. 1, стр. 17.

► УПЫРЬ — Малый академический словарь русского языка

-я, м.

То же, что вампир (в 1 знач.).

Начали ходить безобразные слухи. Говорили, что новый градоначальник — по ночам, в виде ненасытного упыря, парит над городом и сосет у сонных обывателей кровь. Салтыков-Щедрин, История одного города.

► синонимы к УПЫРЬ — Словарь русских синонимов 2

сущвампир, вурдалаксказочный персонаж

► синонимы к УПЫРЬ — Словарь русских синонимов 4

Свидетельства и упоминания в фольклоре

Первое упоминание об упырях в летописях датируется XI веком. Событие произошло в Полоцке. По ночам в городе стали слышать непонятный топот, а люди, которые выходили на улицу узнать, в чем дело, вскоре умирали от неизвестной болезни. Горожане решили, что в округе появился упырь. После этих событий последовали еще более грозные – в Киевской Руси начались засуха и эпидемии, виновниками которых тоже считаются упыри.

В славянском народном фольклоре, преимущественно в украинском, существует много быличек об упырях. Например, известна быличка о двух кумовьях, один из которых при жизни был колдуном, а после смерти превратился в упыря. Живой кум пошел на его могилу, увидел в земле отверстие и стал через него переговариваться с мертвецом. После заката упырь вылез из могилы и предложил живому пойти с ним в деревню.

В деревне они долго искали дом, окна которого не были осенены крестным знамением. Когда нашли, вошли туда, поужинали, не будя хозяев, а затем живой кум увидел, как упырь пьет кровь у младенца. Затем кумовья пошли на кладбище, где живому удалось сбежать от мертвеца обратно в деревню после крика третьих петухов. Днем могилу разрыли, обнаружили, что мертвец лежит лицом вниз, и вбили ему в затылок осиновый кол.

Упыри также фигурируют в различных сказках. Особенно часто их сюжет связан с неким солдатом, который встречается с упырем и благодаря своей хитрости и смелости его обманывает.

В настоящее время свидетельств об упырях практически не встречается, однако периодически обнаруживаются различные захоронения, трупы в которых оказываются связанными, пронзенными кольями или еще как-то изуродованными. Все в таких могилах указывает на то, что люди пытались обезвредить предполагаемого упыря. Такие захоронения были обнаружены:

  1. в Созополе (Болгария);
  2. вблизи города Кильтешин (Ирландия);
  3. в Челаковице (Чехия) и в других местах.

Сейчас многие стародавние упоминания о вампирах и упырях возможно объяснить наличием тяжелых генетических заболеваний – порфирии и болезни Вильсона, при которых могут наблюдаться некоторые особенности внешности и поведения, характерные для подозреваемых в колдовстве и вампиризме людей.

Упырь – оживший мертвец, встающий по ночам из могилы, является одним из самых известных персонажей славянской мифологии. Особенно широко вера в них была распространена на территории современной Украины. Упыри имеют определенное сходство с вурдалаками и вампирами, но эти персонажи не являются полностью аналогичными и имеют существенные различия.

Чего боятся вурдалаки?

Повстречать вурдалака — значит неминуемо лишиться жизни. Но, каким бы слабым ни был человек в сравнении с этим чудовищем, побороть страшного вурдалака все же возможно.

Эта нечисть не зря не покидает своей могилы в дневное время. Ведь солнечный свет — это мгновенный источник смерти для нее. Попав на тело вурдалака, свет испепелит его на месте.

Осиновый кол — еще один способ умертвить вурдалака. Охотники за вампирами применяли это средство в борьбе с нечистью. Они выискивали могилы вампиров, раскапывали их и вонзали кол в самое сердце кровососа. Именно поэтому при современных раскопках археологи находят могилы с покойниками, в чьи грудные клетки вбиты осиновые колья.

Поскольку вампиры — это погребенные, но не отпетые согласно религиозным канонам покойники, то все, что связано с церковью, ее правилами и атрибутикой, отпугивает нечисть. Не зря еще издавна новый дом помечали крестами возле дверей и окон. Крест — это надежный барьер, препятствующий проникновению чудовищ.

Спасали несчастных жертв и молитвы, заговоренные талисманы, собранные из специальных трав.

Чем отличается от вурдалака и вампира

Считается, что неологизм «вурдалак» впервые появился в русском языке в стихотворении А.С. Пушкина «Вурдалак», написанном в 1836 году. Он является искаженным вариантом слова «волколак», обозначающим у славян оборотня. После этого вурдалаками стали называть живых мертвецов, которые отличаются от упырей тем, что пьют кровь только своих родственников, уничтожая, таким образом, целые деревни.

Иногда вурдалака отождествляют с оборотнем. По другим поверьям, вурдалак – это человек, укушенный другим вурдалаком и полностью подвластный его воле.

Понятие «упырь» приблизительно соответствует «вампиру» в мифологии Западной Европы, но в XIX веке эти понятия окончательно разграничились.

Вампир, в отличие от упыря, обладает высоким интеллектом, аристократическими манерами, и помнит, кем он был при жизни и что умел делать, благодаря чему его можно принять за живого человека. Вампир питается только кровью, а плоть жертв не трогает.

Упырь обычно пьет кровь из груди, из сердца, а вампир предпочитает пить из горла жертвы. Вампира сложно обмануть, рассыпанные зерна в этом случае не помогут.

Однако способы убийства и той, и другой нечисти одинаковы, самые надежные – осиновый кол, отрубание головы и сжигание тела.

Методы борьбы

Чтобы защитить себя от упырей, славяне использовали специальные обряды погребения. Чтобы человек не поднялся после смерти, его тело расчленяли и сжигали. Распространенными методами являлись вбивание осиного кола в сердце покойника и отрезание головы. Голову умершего клали между ног — считалось, что восставший мертвец не сможет ее найти.

В гроб подозрительного покойника насыпали зерна и мелкие монеты. По легенде, упыри любили считать мелкие предметы, и это отвлекало нечисть до утра.

Против восставшего мертвеца использовали другие методы. Чтобы защитить свой дом, славяне принимали такие меры:

  1. На окна вешали обереги из чеснока.
  2. Окропление порога и окон святой водой (в христианский период) и солью.
  3. Каленое железо, разложенное вдоль порога.

Природными врагами упырей являются домашние животные. Хорошо защищают жилище собаки и кошки. Кровопийцы не выносят петушиные крики и колокольный звон.

Чеснок, повешенный над окном, отгоняет упырей

Примечания

  1. Согласно словарю Фасмера, слово одно корня с «нетопырь».
  2. Вампир / Е. Е. Левкиевская // Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. ↑ , с. 283.
  4. Упырь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  5. , с. 225.
  6. , с. 281.
  7. , с. 226.
  8. ↑ Мирон. Сожжение упырей въ с. Нагуевичах // Киевская старина. — 1890. — Т. XXIX. — Кн. 2 — С. 102—120.
  9. Oskar Kolberg. Ч.7 // Dzieła Wszystkie — Lud… (польск.). — Wrocław; Kraków: Warszawa: Pracownia Poligraf. PTM, 1970. — Т. 42.
  10. , с. 284.
  11. Упырь. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т.. — М.: Наука, 1985. — Т. 3. — С. 70—73. — (Лит. памятники).
  12. .
  13. , с. 41.

Происхождение образа упыря

До крещения Руси люди верили во множество необъяснимых факторов, с которыми в христианском мире было трудно расстаться. Сегодня все языческие персонажи и образы нам кажутся необыкновенными и непонятными. Определение, кто такой упырь, своими корнями уходит в языческие традиции. Нынешняя терминология обозначает его как ожившего мертвеца. Он ночью выходит из могилы, подыскивает себе жертву и, найдя, высасывает у нее кровь.

Легенды повествовали, что это духи, которые приносят неурожаи, бедствия, стихии и смерти. Люди верили, что стоит упырю прикоснуться к человеку, как в скором времени его ждет смерть от непонятной болезни.

После крещения Руси славяне представляли упыря как покойника, которого не отпели в церкви или по каким-то причинам не предали земле. Он не был принят в царство небесное и потому ночью выходит из могилы и наносит вред людям и скоту. Этим объяснялось то, что стать упырем могут:

  • самоубийцы;
  • утопленники;
  • ведьмы;
  • колдуны;
  • грешники;
  • еретики;
  • спившиеся пьяницы.

Если упырем становилась женщина-ведьма, она обязательно выходила ночью из своей могилы, чтобы проучить невестку. Она таскала ее за волосы по улицам деревни или города и зловеще смеялась. Могла перебирать в доме посуду, белье, доить коров и пить кровь у скота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector