Кто такие теософы?

Определение теософии

Блаватская пишет, что, «согласно лексикографам, термин теософия составлен из двух греческих слов: теос — „бог“ и софос — „мудрый“».Уэбстер определяет её как «предполагаемое общение с Богом и высшими духами и последовательное достижение сверхчеловеческого знания: с помощью определённых физических процессов — как того добивались через теургические действа некоторые древние платоники, или путём химических процессов — немецкие философы огня». Автор считает это толкование неудачным, называя его «довольно легкомысленным объяснением». Она пишет, что Воган предлагает «более удачное и более философское» определение:

Чтобы дать полное определение теософии, Блаватская предлагает рассмотреть её во всех аспектах. Она пишет: «Внутренний мир не скрыт от нас непроницаемой тьмой. С помощью высшей интуиции, приобретаемой благодаря Theosophia — или божественному знанию, которое переносит ум из мира форм на уровень духа вне формы, во все века и во всех странах людям иногда удавалось ощущать вещи внутреннего, или невидимого мира». Все упоминаемые далее автором теософы-предшественники, среди которых: индийские аскеты (йогины, практикующие медитацию, или самадхи), неоплатоники, розенкрейцеры, или философы огня, и другие мистики были вовлечены в «поиски божественного „Я“ человека», которые сопутствовали описанной ею теургии. Согласно Ямвлиху, теургия была, как она указывает в своей статье, «искусством применения божественной энергии человека для подчинения слепых сил природы».
Эти поиски нередко принимались за «общение с личностным Богом», что не соответствовало действительности, но они занимали всех мистиков во все времена. Автор приводит слова члена Королевского общества Уоллеса, спиритуалиста, который, как она пишет, «смело и откровенно» заявил:

Профессор Дж. Сантуччи писал, что, согласно Блаватской, теософия, или божественная мудрость, — это «наивысшая истина о Боге, вселенной и человеке». Истина эта в своей чистой форме является изначальной — в том смысле, что она существовала на заре человеческой истории; эзотерической, поскольку её изучение позволено лишь тем немногим, кто способен постичь подобное знание; и универсальной, так как великие умы всех частей света провозглашали одну и ту же мудрость. Однако, несмотря на свой эзотерический характер, по меньшей мере частично эта истина была «известна в любой стране, претендующей на наличие цивилизации».

Литература

  • Guenon R. Le theosophisme. Histoire d’une pseudoreligion. — P., 1921. (фр.); Rene Guenon. Theosophy: History of a Pseudo-Religion. ISBN 0-900588-79-9
  • Bichimair G. Christentum, Theosophie und Anthroposophie. — W., 1950. (нем.)

Научные работы

  • Кэрролл Р. Т. // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с. — ISBN 5-8459-0830-2, ISBN 0-471-27242-6.
  • Лапшин И. И., —. Теософия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Теософия — статья из Большой советской энциклопедии. 

Распространение теософии в мире

В конце 19 века на свет появилась теософия. Развитие движение получило после смерти Блаватской. В мире было создано несколько теософских обществ:

  • Самое мощное, международное, находящееся в Адьяре (Индия). Его основала сама Елена Петровна, проведшая свои последние годы в Адьяре.
  • Со штаб-квартирой в Пасадене (США). Оно произошло от секции, которую в 19 веке возглавлял Уильям Джадж. Он отделил свое общество от международного после смерти Блаватской.
  • Национальные, ранее подчинявшиеся адьярскому, но потом связи с ним утратившие. Они существуют более чем в трех десятках стран.
  • Альтернативные теософские общества «Объединенная ложа теософов», «Теософ интернешнл», а также антропософтские и рериховские общества.

Теософия в России начала свой путь развития с Петербургского общества, созданного в 1908 году, но в 1918-м большевики его запретили.

Действующее же ныне Теософское общество России было организовано в 1991 году.

В настоящее время в России действуют 17 подобных организаций, расположенных в следующих регионах:

  1. Московская область, индекс 143500.
  2. Новомосковск Тульской области.
  3. Петербург.
  4. Пятигорск.
  5. Нижний Новгород.
  6. Сызрань.
  7. Тольятти.
  8. Самарская область, г. Отрадный.
  9. Пермь.
  10. Кемерово.
  11. Красноярск.
  12. Омск.
  13. Юрга.
  14. Новосибирск.
  15. Братск.
  16. Хабаровск.
  17. Якутск.

Встречи членов общества проходят 1-2 раза в неделю. К примеру, в Московском они спланированы по четвергам, а иногда и по понедельникам. Адепты вникают в учение Блаватской путем изучения курса «Теософия, живая этика». Лекции, проводимые в его рамках, бесплатны и доступны всем желающим.

Поясним, почему в названии лекций появился новый термин. Нередко отечественные теософские общества проводят совместные встречи с рериховскими (их в России больше). Учение Рерихов, созвучное и родственное созданному Блаватской, так же как и теософия, многое почерпнуло из буддизма. При этом оно называется агни-йогой, или живой этикой.

Философы о теософии

Мнение Рене Генона

Французский философ Рене Генон заметил, что существует «немало общего» между теософией Блаватской и философией Анри Бергсона. Он процитировал статью некоего Жоржа Пекуля, утверждавшего, что теории Теософского общества «так странно похожи» на идеи Бергсона, что можно задаться вопросом, не проистекают ли они из общего источника и не принадлежат ли Бергсон и лидеры теософов к одной и той же школе восточного оккультизма.

Генон отметил, что в теософской доктрине центральное место занимает «идея эволюции». Он писал, что, согласно теософскому учению, имеется

Мнение Генона по поводу, как он выразился, «так называемых сверхсекретных тибетских текстов», использованных Блаватской для написания книг «Тайная доктрина» и «Голос Безмолвия», заключается в утверждении, что у неё был «перевод выдержек из Ганджура и Данджура», опубликованного в 1836 году Александром Чома де Кёрёшем.

Другая точка зрения

Украинский философ Юлия Шабанова писала, что в современных интерпретациях теософской доктрины можно встретить понятие «философия теософии». В соответствии с этой логикой теософия должна включать в себя, помимо философии, другие «аспекты и проявления». По её мнению, особенностью теософии является «целостность теоретического и практического, метафизического и экзистенциального, трансцендентного и имманентного, общего и единичного, гносеологического и онтологического». Как и в философии, «предмет познания» в теософии — это «универсальное, сущностное,
предельное». Однако, согласно Шабановой, философия в своём стремлении к сущностному, «хотя и допускает в своё пространство иррациональное, мистическое, интуитивное, рационально объясняет особенности картины мира».

По мнению Шабановой, термин «теософия» обычно применяется к теософским учениям, которые можно считать «телом теософии». Необходимо различать, как она объяснила, во-первых, трансцендентальную основу теософии, которая есть её «универсальное ядро», во-вторых, теософию как «состояние сознания» и, в-третьих, теософию как систематически сформулированное учение. Если «Божественная мудрость» является абсолютной Истиной, тогда «теософское учение» отражает аспекты этой Истины, представленные через «просветлённое сознание» и оформленные в виде определённых знаний и представлений. Таким образом, теософское учение — это не Истина, а только «описание» её. Усвоение теософского знания ещё не означает достижения «теософского состояния сознания», потому что накопления знаний недостаточно для «обретения Мудрости». Она утверждала, что теософское учение получает смысл через самореализацию человека, что является способом «пробуждения Божественной мудрости». Шабанова отметила «синтетический характер» теософских учений, обусловленный синкретической природой «трансцендентного ядра теософии». По этой причине теософия не может быть выражена в форме «окончательного учения», а её различные интерпретации приводят к противоречиям как в самом Теософском обществе, так и во внешних оценках её.

В книге Шабановой приводится определение теософии, предложенное Блаватской:

Профессор Шабанова писала, что, согласно Блаватской, «теософия в своей основе и есть духовное знание — сама сущность философских и теистических исканий». И настоящие теософы должны верить в неощутимую, всемогущую, вездесущую и невидимую Причину, которая «есть Всё и Ничто; вездесущее и всё же единое; квинтэссенция, которая наполняет, связывает, ограничивает, содержит в себе всё и сама содержится во всём».

В 1879 году инициатор современной теософии впервые представила, по словам профессора Сантуччи, «чётко сформулированное» утверждение о «единой Высшей Сущности, Неведомой и Непознаваемой», которое было главной идеей «эклектической теософии».Это положение позднее было развёрнуто Блаватской в прологе «Тайной доктрины», где говорится, что «существует некое Вездесущее, Вечное, Беспредельное и Неизменное Начало, все рассуждения о котором не имеют никакого смысла, поскольку оно выходит за пределы человеческого понимания».

Литература

  •  (англ.). Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc. (2018). Дата обращения 2 сентября 2018.
  • Blavatsky H. P. // Collected Writings / Под ред. B. De Zirkoff. — Wheaton, Ill: Theosophical Publishing House, 1967. — Vol. 2. — P. 87–97.
  • Blavatsky H. P. // Collected Writings / Под ред. B. De Zirkoff. — Wheaton, Ill: Theosophical Publishing House, 1973. — Vol. 11. — P. 431–439.
  • McClenon J. // Encyclopedia of Religion and Society / Под ред. William H. Swatos. — Rowman Altamira, 1998. — ISBN 0-7619-8956-0.
  • Santucci J. A. // The Cambridge Companion to New Religious Movements / Под ред. O. Hammer, M. Rothstein. — Cambridge University Press, 2012. — P. 231–246. — 341 p. — (Cambridge Companions to Religion). — ISBN 9781107493551.
  • Wakoff M. B.  (англ.). The Routledge Encyclopedia of Philosophy Online. Routledge (2016). Дата обращения 2 сентября 2018.
на русском языке
  • Бердяев Н. А. // Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. — С. 175–194. — 480 с. — (Мыслители XX века). — 25 000 экз. — ISBN 5-250-02453-X.
  • Бердяев Н. А. . Library. magister.msk.ru. Дата обращения 4 мая 2018.
  • Митюгова Е. Л. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Соловьёв В. С. // Собрание сочинений / Под ред. С. М. Соловьёва и Э. Л. Радлова. — 2-е изд. — СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911a. — Т. 6. — С. 287–292. — 492 с.
  • Соловьёв В. С. // Собрание сочинений / Под ред. С. М. Соловьёва и Э. Л. Радлова. — 2-е изд. — СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911b. — Т. 6. — С. 394–398. — 492 с.
  • Трефилов В. А. Глава XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия // Основы религиоведения. Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 1994. — С. 233–245. — 368 с. — ISBN 5-06-002849-6.

Учение Блаватской и Теософского общества

Эмблема Международного теософического общества. Надпись на эмблеме: «Нет религии выше истины»

Наиболее часто при упоминании термина «теософия» рассматриваются книги Елены Петровны Блаватской, которая взяла на вооружение это название. При этом никакого отношения к ранним теософским концепциям (христианский мистицизм, гностицизм) нео-теософия Блаватской не имеет. Исследуя исторические формы религии, нео-теософия стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов.

Основные положения учения изложены ниже, однако в нескольких словах его можно выразить так: в основе происхождения мира лежит Первопричина или Абсолют. Все существующее во Вселенной, в том числе человек, несёт в себе частицу Первопричины. Человек имеет возможность соединиться с Первопричиной. Учение Елены Блаватской опирается на индийскую философию (прежде всего, на буддизм, индуизм и брахманизм). Существует известное сходство между Теософией Е. П. Блаватской и Теософией Бёме и Плотина.

В трудах Елены Блаватской и других нео-теософов ставилась цель спасти от извращения «архаические истины», являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной..

Благодаря деятельности «Теософского общества», основанного Еленой Блаватской и другими в 1875 году в Нью-Йорке, теософия стала распространяться в разных странах мира в среде интеллигенции — преимущественно в Азии, а также в США, странах Европы и в России. В начале 1910-х в мире издавалось 50 теософических журналов, в том числе в России: «Вестник теософии», «Теософическое обозрение», «Теософская жизнь».

Одни исследователи относят учение Елены Блаватской к религиозной философии, другие — к мистической философии, третьи — к эзотерическим учениям, четвертые — к космизму.

Комментарии

  1. The Theosophist, Vol. 1, № 1, October, 1879, pp. 2—5.
  2. Cit. Blavatsky, What Is Theosophy?
  3. Сантуччи уточнил, что здесь упоминается «теургия неоплатоников, таких как Ямвлих, и философов огня, описанных, например, Харгрейвом Дженнингсом».
  4. Блаватская объясняет термин «теософия», описывая, кто такой теософ. С этой целью она использует определение Вогана.
  5. Cit. Blavatsky, What Is Theosophy?
  6. Cit. Blavatsky, What Is Theosophy?
  7. Вл. Соловьёв писал, что, по объяснению Блаватской, теософия есть «не религия, а божественное знание или наука». Сам термин относится не к единому Богу, а к любым богам и означает не мудрость Бога, а божественную мудрость.
  8. «Происхождение этого термина, по утверждению основателей теософии , восходит к школам неоплатоников, однако самые ранние элементы теософии сложились в Древней Индии, а термин „теософия“ имеет свой аналог на санскрите — „брахмавидья“ (божественная мудрость)». «Теософия — религиозно-мистическое учение, основанное на вере в Единый Абсолют — Непостижимого Бога, на законе кармы и перевоплощении души, на идее бесконечной космической эволюции».
  9. See, Blavatsky, What Is Theosophy?
  10. См. Блаватская, Что такое теософия?
  11. Внутренняя божественность была известна под разными именами: внутренний Бог, высшее «Я», Учитель; соединение с этим божественным «Я» давало мудрость.
  12. Цит. Блаватская, Что такое теософия?
  13. «James A. Santucci is professor of religious studies and linguistics at California State University, Fullerton».
  14. See, Blavatsky, What Is Theosophy?
  15. «Немецкий пиетизм фундаментально выразил теософские идеи через Экхарта, Таулера, Сузо и Бёме», и едва ли было время, когда «духи оккультной мудрости не витали на фоне европейской мысли».
  16. Cit. Blavatsky, What Is Theosophy?
  17. См. Блаватская, Что такое теософия?
  18. Cit. The Secret Doctrine, vol. 1.
  19. Цит. Блаватская, Что такое теософия?
  20. «Шеллинг употреблял термин „теософия“ для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие „свободной теософии“ у Вл. Соловьёва».
  21. Cit. Blavatsky, What Is Theosophy?
  22. См. Блаватская, Что такое теософия?
  23. «To Blavatsky, Theosophy was empirically verifiable (through science, psychic powers, and history)».
  24. Тем не менее, Гудрик-Кларк отметил, что, в отличие от христианской теософии Бёме и его последователей, теософия Блаватской, «адаптировав современные научные идеи, предложила концепцию духовной эволюции человечества, проходящей через бесчисленные миры и эпохи».
  25. Хаммер процитировал в своей диссертации У. К. Джаджа: «Теософия является научной религией».
  26. В англоязычной литературе отчасти установилось правило: термин «Теософия» (с прописной «Т») использовать для описания современной теософии теософских обществ, а термин «теософия» (со строчной «т») — для классической теософии. Профессор Годвин дополнительно предложил современных теософов называть исключительно «Теософистами» (англ. Theosophists), а «теософами» (англ. theosophers) называть только приверженцев «традиции религиозного просветления», примером которой являются Бёме и его последователи. Тем не менее, например, профессор Эллвуд этих формальностей не придерживается.
  27. Согласно Бердяеву, теософия «соединяется с самыми вульгарными философскими течениями и чуждается философии более сложной и глубокой».

Изменения

На втором Вселенском соборе ничего конкретного принято не было, кроме того, что христианам посоветовали уделять больше времени изучению античных авторов для того, чтобы лучше понять Святое Писание. Третье собрание было вызвано спором между Несторием и Кириллом Александрийским. Дело в том, что первый считал, что Иисус – существо в двух лицах. Период его деятельности характеризуется работами таких выдающихся богословов, как Никита Стифат, Симеон Богослов и т. д. Закончилось это время великими трудами Фомы Аквинского, которые больше опирались на работы Аристотеля и логику.

Несмотря на то что христианская теология не может нормально существовать без философии, так как та предоставляет некий понятийный аппарат, всё же в ней большее внимание отводится разуму, который спокойно и без критики принимает веру, стараясь её объяснить. При этом делается акцент на том, что сама теология довольно авторитарна, так как другие науки наравне она не признает

В это время формируется два уровня в этой науке. На нижнем ученые занимаются философствованием и изучением, а на верхнем – лишь разводят руками, так как божественные истины для человеческого разума непостижимы.

Критика

1 июня 1890 года ежедневная нью-йоркская газета «Сан» опубликовала редакционную статью о теософии. Материалы для публикации были предоставлены бывшим членом Теософского Общества проф. Э. Коузом. В статье говорилось, что «теософия — это ложная религия», утверждалось, что Коуз «разоблачил ложь и мошенничество Блаватской, после того как она несколько лет морочила ему голову». 20 июля 1890 г. в воскресном приложении к «Сан» появилось обширное интервью с самим Коузом под заголовком «Блаватская разоблачена», в котором он продолжил развитие тем, начатых в редакционной статье. Кроме Блаватской были упомянуты Олкотт и Джадж, которых Коуз как обманутых и, вместе с тем, добровольных её сообщников.

П. Вашингтон писал, что идеи Теософского Общества нередко привлекали к себе «всевозможных невротиков, истериков и даже сумасшедших». Обычно с такой проблемой сталкиваются организации, вызывающие энтузиазм и противостоящие традиционным взглядам, однако в случае с теософией это получило «поистине грандиозные масштабы».

Теософия: основа учения. Кто может стать теософом

Елена Петровна Блаватская переняла термин древнегреческого происхождения, назвав им общество и заложив базисные идеи теософии. Основа этого учения сводится к четырем условиям:

  1. Вера в Божество Непознаваемое, вечное и бесконечное, не имеющее ни пола, ни атрибутов, противоречащих друг другу.
  2. Источник у всех религий – один и тот же.
  3. Вера в карму и в реинкарнацию.
  4. Стремление человека менять себя, развивать альтруизм и духовность, его желание познать истину.

Девиз своего общества теософы позаимствовали у Махараджи Бенариса: «Нет религии выше истины». Елена Петровна пыталась сделать свое учение предельно доступным, декларируя, что человек, соблюдающий вышеупомянутые четыре условия, не ведая того, уже является теософом.

Однако ее тезисы предметно оспаривают христианское учение:

  1. Блаватская писала: «Любой основатель зарождающейся религии, направления философии либо секты, изначально был теософом. Таким образом, теософия родилась с первым появлением потребности человека выразить свою мысль».
  2. В статье «Практический оккультизм» Блаватская писала: «Несложно стать теософом. Любая личность, имеющая склонность к метафизике и обладающая здравым смыслом и интеллектом, ведущая бескорыстную, чистую жизнь, предпочитающая помогать ближнему, чем получать поддержку самому, готовая жертвовать своим удовольствием ради людей других, любящая добро, мудрость и истину самих по себе, а не приносимые ими выгоды, является теософом».

В первом случае она ставит знак равенства между медиумом – рабом духа – и основателем религии, человеком просветленным и благодатным. Во втором – обрекает людей, не обладающих оккультным талантом, считать «мудростью» плоды чужих спиритических сеансов.

Что это за наука

Сначала следует разобраться с самим термином «теология» (с латинского «theologia») — он состоит из двух частей:

  • «theos» — Бог;
  • «logia» — высказывания или изречения.

    Теология, или богословие, буквально означает «изучение Бога»

На основе этих слов и выводят значение термина — наука о божественных вещах или критическое исследование природы божественного. Как наука теология или богословие существовала издревле, еще в Древней Греции было такое понятие — «наука о богах», но вот официально в значении «учении о Боге» богословие утвердилось лишь в XIII веке, после публикации основных ее тезисов в книге Абеляра «Христианская теология» и открытие одноименного факультета в университете Парижа.

Сегодня ее преподают в светских университетах и духовных учебных учреждениях. Что же изучает эта наука?

Для начала следует понимать, что теология основывается на предположении существования божественного начала в мире, т.е. Бог присутствует во Вселенной в той или иной форме (физически, сверхъестественно и в прочих формах). Основываясь на данном факте, можно предположить, что доказательства Его существования могут быть обнаружены путем личных переживаний или изучением исторических записей о таком опыте.

Данные предположения не являются частью науки как таковой, но содержатся в философии религии. Целью теологии является структурирование и понимание личного или исторического опыта и использование его для формирования научных предписаний о жизни.

В богословии используются различные методы анализа:

  • эмпирические;
  • философские;
  • этнографические.

    Для богослова в его познавательной деятельности первичен Бог

Каждый из них направлен на изучение данных, проверки их, осознания и критики. Таким образом, богословие берет некий известный факт и изучает его, насколько он верен, в каком контексте был создан, критикуют его, чтобы подтвердить его верность и принять как истину позже. При этом, как и в философии и науке о праве, аргументы предполагают существование вопросов, которые были разрешены ранее для того, чтобы формировать новые выводы в новых ситуациях.

Важно! Изучение теологии, прежде всего, направлено на познание религиозных традиций Церкви, что способствует лучшему пониманию всех происходящих в ней событий. Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию

Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию.

Из истории терминологии

Якоб Бёме — немецкий философ ()

Парацельс — знаменитый врач и алхимик XVI века

Термин «теософия» известен со II века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах.

В «Ареопагитиках» термин «теософия» используется как синоним термина «теология».

Позднее теософию стали противопоставлять богословию (теологии), опирающемуся на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознание через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Когда теософия понимается в таком широком смысле, в неё включают гностицизм, неоплатонизм, каббалу, герметизм, розенкрейцерство.

Часто теософией называют мистические учения XVI—XVIII веков появившиеся в основном в среде протестантизма. Это учения Майстера Экхарта, Парацельса, Якоба Бёме, Эмануэля Сведенборга, Луи де Сен-Мартена, Фридриха Этингера, Сен-Жермена. Многие теософы (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн природы и совершение чудес (тауматургию).

В философии Фридриха Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» — вид мистицизма, исключающий возможность научного познания.

После Шеллинга термин «теософия» употребляли в качестве названия своего мировоззрения Ф. К. фон Баадер, А. Розмини («Teosofia»), Ф. Б. Трентовский («Teosofia wszystkich ludów»).

Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьёва появляется термин «свободная теософия». Постулируется, что свободная теософия является цельным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчёркивает отличие от традиционной теософии, заявляя, что свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.

Критика теософии Блаватской

Рене Генон

Он назвал теософию Блаватской «теософизмом» (фр. théosophisme) и охарактеризовал её как «псевдорелигию». Он писал, что представленное лидерами Теософского общества заверение о якобы восточном происхождении их «претендующей на эзотеризм» доктрины «оказалось ложным», а её первоначальная направленность была «откровенно антихристианской». Кроме того, между доктриной Теософского общества или, по крайней мере, тем, что «таковой провозглашается, и теософией в истинном смысле этого слова, нет абсолютно никакого родства». Он также писал, что «теософизм» представляет собой «беспорядочную смесь неоплатонизма, гностицизма, еврейской каббалы, герметизма и оккультизма», а теософская концепция эволюции — это всего лишь «абсурдная карикатура индуистской теории космических циклов». По его мнению, теософия должна занять, наряду со спиритизмом и другими оккультными школами, «подобающее ей место в коллекции странных произведений современного ума, которым можно дать общее название — нео-спиритуализм».

Владимир Соловьёв и другие

Философ Владимир Соловьёв писал, что основные «теории и доктрины» Теософского общества «кажутся нам весьма шаткими и смутными». По его мнению, Блаватская основала «псевдо-теософское общество», потому что её учение «несостоятельно и ложно». Таким образом, современная теософия есть доктрина якобы не только антирелигиозная и антинаучная, но и антифилософская.

Религиозный философ Сергий Булгаков заметил, что теософия в своих попытках стать «заменой религии» превратилась в «вульгарную псевдонаучную мифологию». По мнению Николая Бердяева, «модные „теософические“ течения» дискредитировали «прекрасное слово „теософия“», уничтожив память о подлинной «христианской теософии». Он полагал, что современная теософия представляет собой «не синтез религии, философии и науки», как говорят её сторонники, но их «смешение», в котором нет «ни настоящей религии, ни настоящей философии, ни настоящей науки». Кроме этого, он заявил:

Философ Владимир Лесевич, не сомневавшийся в невежестве Блаватской, саркастически заметил: «Какого рода публику могут они (теософы) уловлять, здесь можно видеть из остроумного разоблачения шарлатанских приёмов г-жи Блавацкой, взявшейся толковать о философии Платона и наболтавшей целую уйму всевозможной галиматьи». Старший научный сотрудник ИФ РАН Лидия Фесенкова так же резко критиковала оккультные утверждения Блаватской об антропогенезе: «С точки зрения науки такие воззрения являются явной профанацией и не имеют права на существование в серьёзной литературе».

Теософия – не религия

Чем же является ее учение? Порой в публикациях встречаются его определения, составленные по следующему образцу: «Теософия – это наука и религия одновременно, поскольку изучает Вселенную через высшее «Я» человека (в христианстве этот термин называется душой).

Следует задуматься, прежде чем принять их на веру. Зададимся вопросом: «Разве созданная оккультным способом, пусть даже самым талантливым медиумом теология – это религия?»

Отвечая на него, следует пояснить принципиальную разницу: чем отличается человек-медиум, порабощенный волей духа, от творцов религии (Иисуса Христа или Мухаммеда). И создатель христианства, и создатель ислама являлись людьми просветленными, приблизившиеся к Абсолюту и ставшие им, а значит, это были личности свободные. Религия соединяет с Абсолютом, она гармонична. Теософия этой целостностью не обладает, подчиняя человека воле духов. Учение, полученное при помощи спиритизма, и религия, созданная путями откровения Божьего, – вещи разные.

Кстати (факт документально подтвержден), во время крещения Елены на одном из священников загорелось одеяние. Потом в «Разоблаченной Изиде» Блаватская напишет: «Законы Библии, учение которой он полностью отвергал, Христос нарушил первым, за что в конечном счете был распят».

Как известно, мистическое учение Блаватской декларирует замещение собой всех религий.

Критика

Р. Генон писал, что представленное лидерами Теософского Общества заверение о якобы «восточном происхождении» их «претендующей на эзотеризм» доктрины оказалось ложным, а её «первоначальная направленность была откровенно антихристианской». По его мнению, «между доктриной Теософского Общества или, по крайней мере, тем, что таковой провозглашается, и теософией в истинном смысле этого слова, нет абсолютно никакого родства». Назвав теософию Блаватской «теософизмом», он охарактеризовал её в своей книге как «псевдорелигию».

В 1912 году «Католическая энциклопедия» охарактеризовала отношение теософии Блаватской к религии и науке так:

Великие умы

Теология – это наука, которая развивалась благодаря выдающимся мыслителям. Все они сделали весомый вклад, но все равно обособленно от них стоит Ансельм из Аоста. Религиозные чувства в этом человеке, кстати, пробудилось еще в возрасте 15 лет.

Что такое теология по его мнению? Это вера, которая хочет «разумения». Многие ученые сходятся на том, что это лучшее определение. Более того, именно Ансельм является автором аргумента, который несколько позже Кант назвал своим онтологическим доказательством. А еще позже Фома Аквинский использовал его для опровержения. В своих первых работах, которые были наиболее значительными, Ансельм обосновал веру в Богу без опоры на откровения. Он использовал только человеческий разум. При этом он отмечал, что это удалось даже его «среднему» уму. То есть, мы понимаем, что здесь ключевую роль играет именно разум, но никак не интеллект.

Большое влияние на формирование теологии как науки оказал Бонавентура, который жил в одно время с Ф. Аквинским. Он прославился своими лекциями, которые в качестве богослова проводил в странах современной Европы. Еще Бонавентура написал огромное множество теологических трудов, благодаря которым снискал славу среди более поздних исследователей этого вопроса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector