Сказка «шурале»

Повадки и образ в литературе

В народных сказках часто присутствует такая сущность как шурале — добрый персонаж. Он оберегает лес и животных от охоты и пожаров. А в поверьях и легендах — это обозленная нечисть, которая обитает в глубине леса. Людям, которые его встречают, он загадывает различные загадки.

Если человек их отгадывает, он его отпускает, если нет — начинает щекотать своими длинными, кривыми пальцами. Щекотка продолжается до тех пор, пока человек не умирает от смеха. Мертвого гостя дух забирает в лес, но дальнейшие его действия никому не известны.

Много легенд ходят по миру об этой сущности, но доказательств ее существования на сегодня нет.

Также в славянских преданиях и сказках шурале крадет лошадей из табуна и катается на них. Если у персонажа в этот день было плохое настроение, то он загоняет лошадь до смерти и использует ее тушу, как удобрение деревьям.

Лесной дух боится воды, поэтому все живые существа, которые встречаются у него на пути, пытаются сбежать от него, перепрыгнув через реку. Если же шурале ловили за шалости, то наказывали его, прищемляя его пальцы в дверях.

Подобных историй в сказках описывается большое количество. И после каждого рассказа между читателями споры по поводу поведения персонажей.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Принцип «двоемирия»

В концепции этих двух балетов заложен принцип «двоемирия» — неразрывное «переплетение» фантастики и реальности: сочные крестьянские сценки, бытовые зарисовки — и зачарованный, фантастический лес. В принципе «двоемирия», заложенного в основе драматургии французского балета, ключевой стала тема всепрощающей любви. В первом татарском национальном балете — символико-аллегорическая трактовка любви жертвенной. В «Шурале» это мечта героини вновь обрести свои крылья (читайте — свободу), и в то же время она жертвует своими крыльями ради любви.

В этой волшебной балетной сказке есть целая «россыпь» очаровательных сцен — от «поганого лесного пляса» до колоритных бытовых сценок комического плана. Выявлению того активного пульса, каким наполнен сюжет, способствует удивительно образно-рельефная музыка балета. Это и злые «колючие» попевки медных, словно замыкающие дорогу любого путника, попадающего в мир темного леса. Это и романтическая светлая «окрашенность» яруллинских лирических напевов. Это и близкие к народным истокам юмористические музыкальные картины, также ярко отражающие душу татарского народа, как и поэзия Габдуллы Тукая. А не менее великолепная и запоминающаяся (и в плане драматургического построения, и в плане хореографического текста) режиссерская концепция великолепного мэтра балета — Леонида Якобсона — по-волшебному очаровывает.

Несмотря на номерную мозаичную составляющую, каждая сцена балета — настоящий мини-шедевр, гармонично вплетающийся в причудливый орнамент всего балетного спектакля. И каждый персонаж наделен индивидуальной якобсоновской «говорящей» пластикой, где любой аккорд, музыкальная попевка, «изгиб» органично соединяются с хореографическими движениями, раскрывающими характерные черты всех персонажей, задействованных в балетном спектакле.

Для зрителей это балет-праздник, который до сих пор покоряет своей удивительной изобретательностью в обрисовке фантастических образов

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Повадки

Шурале сами по себе — очень смешливые существа. Они любят подурачиться, но при этом агрессивно настроены против людей. Будучи лесными духами, они защищают природу, поэтому неприязненно относятся к лесорубам, охотникам, да и ко всем жителям.

Считалось, что божества испытывают страсть к катанию на лошадях. Для этого они отбивают кобылу или жеребца от табуна и ездят на нем, пока скакун не падет без сил. Поэтому, если какому-либо селу начинает докучать Шурале, у леса привязывали лошадь, спину которой намазывали липкой смолой. Лесной дух не мог удержаться от соблазна покататься, садился на коня и прилипал к нему. Существо оказывалось в ловушке.

Интеллектом духи не блещут. Они очень наивные и доверчивые, поэтому при встрече их можно перехитрить, чем и пользуются герои многих народных сказаний.

Он любит поиграть с жертвой, поэтому старается заболтать человека, дурачится, задает разные вопросы. Эту особенность повадки можно использовать против него самого: встречные загадки могут поставить его в тупик и дать время придумать спасительный план или какую-либо хитрость. Шурале боится:

  • собак;
  • кнута;
  • соли;
  • воды.

Исполнительское обаяние

Партия Шурале — настоящий мини-шедевр, в котором важно все, каждая деталь — вальяжная походка (он ведь повелитель леса), выразительная жестовая пластика, застывшие на мгновения эффектные позы в духе эстетики немого кино, постоянные пальцевые движения, «встряски» и даже взгляд. Олег Ивенко в партии чертовски обаятельного титульного героя буквально священнодействовал, властно подчиняя движениями рук свое «поганое царство»

Ему подчинились и обитатели леса: и Шайтан — Алессандро Каггеджи в великолепном и неистовом танце, и Огненная ведьма — Ольга Алексеева.

Премьер татарского театра застывал в угловатых позах, имитирующих деревянную корягу, неспешной походкой огибал свою «жертву», «милостиво» отпускал героиню (мол, уходи) и при этом саркастически ухмылялся над ее попыткой прорваться сквозь чащу леса (и почему не поиграть со своей обреченной жертвой?). Он яростно неистовствовал в гневе (и какой богатырь осмелился покуситься на его добычу?), потешался над простодушными жителями деревни.

Сабина Яппарова — пери легко парила в jete в окружении женского кордебалета птиц

Солистка Михайловского театра Сабина Яппарова — пери легко парила в jete в окружении женского кордебалета птиц, а в образе невесты покоряла и жителей балетной деревни, и публику мягкостью и вполне земной теплотой, аккуратно «вплетаясь» в хороводную «вязь» танца деревенских подруг. А в финале-апофеозе Сюимбике — Яппарова восторженно замирала в таких крепких и надежных руках своего коллеги по михайловской сцене с внешностью настоящего балетного батыра и первого парня на селе — Эрнеста Латыпова.

В свою очередь, Латыпов — Былтыр демонстрировал свою удаль в прыжковых вариациях, играючи справлялся со своими соперниками по шуточной борьбе. Рядом с таким, пусть и балетным героем, можно летать на крыльях любви, не сожалея об утраченных в огне других крыльях.

Отдельное браво Дарье Беловой в партии Свахи и Фаязу Велиахметову в партии страдающего одышкой любвеобильного Свата с шаловливыми руками (настоящий артист в редком комедийном амплуа). В целом всем исполнителям второго плана — свахам-сплетницам (Г.Ворошилова, З.Ибрагимова, Я.Островская, О.Сапоговская) и сватам «подшофе» (Р.Зиганшин, О.Рощупкин, Д.Строителев, С.Сырадоев) — удалось разбередить актерскую жилку, пробудить и подлинный кураж. Создавалось ощущение, что все артисты не без удовольствия воспользовались возможностью «похулиганить» на сцене (благо сценическое действие позволяет), создавая полные лукавства портреты деревенских жителей, вызывая добрую улыбку у зрителей на протяжении всего второго акта.

А каким роскошным был оркестр под руководством Рената Салаватова! Было ощутимо, что сами оркестранты получают эстетическое удовольствие от исполнения яруллинской партитуры — такую тембральную насыщенность и кристально чистое соло не часто приходится слышать. Не случайно зал буквально взорвался аплодисментами, когда на сцену вышел Ренат Салаватов. Таким образом благодарная публика отдала дань таланту и высокому профессионализму дирижера и оркестра.

1/31

  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов

Улькяр Алиева, доктор искусствоведения, профессор, фото Максима Платонова

ОбществоКультура Татарстан

Анализ поэмы «Шурале» Габдуллы Тукая

Хрестоматийная поэма «Шурале» Габдуллы Тукая – образец литературной сказки, вдохновленной богатством национального фольклора.

Произведение датируется 1907 годом. К этому времени молодой поэт все чаще пишет гражданскую лирику, вступает в борьбу за облегчение народной доли, ведет просветительскую работу, активно публикуется. Тогда же он перебирается в Казань, в центр национальной литературной и политической жизни. В жанровом отношении – поэма, сказка. Рифмовка парная. Один из самых ярких переводов сказки на русский язык принадлежит перу С. Липкина. Интонация рассказчика песенная, сказовая, раздольная. Начинает он обстоятельно, с географической привязки места, где произошла история. Как говорится, всякий желающий может поехать и убедиться, поспрашивать у стариков. Кырлай – деревня, где маленький Г. Тукай был счастлив, пусть и недолго. Там он приохотился читать, полюбил природу и попробовал сочинять сам. Дальше в строчках расцветает народный юмор: «даже куры петь умеют». Редкое достоинство, по нашим временам. Затем следует признание в любви к этому благословенному краю, подсказанное благодарной памятью детства. Во второй части автор с беспечной пушкинской интонацией просит прощенья у читателей за лирическое отступление от обещанной истории.

Древний лес – и кормилец, и источник суеверного страха. Молодой джигит посреди ночи самозабвенно рубит дрова. Естественно, что за этим занятием его застает «скрюченный урод», злой и глупый дух. Портрет монстра дан в мельчайших подробностях. Оказывается, он из тех уродов, что привыкли «щекоткой убивать». Врожденная народная смекалка выручила джигита-полуночника и тут. Шурале остается с носом, точнее, без когтистых шаловливых пальцев, прищемленных бревном. Дровосек неумолим (кто ж поверит раскаянью нечистого духа!), и легко отражает попытку узнать его имя. Сбежавшиеся на вой собрата шурале – и те смеются над прищемленным «Вгодуминувшем». Россыпь эпитетов в стихе: крик ужасный, лес благоуханный (еще и инверсия). Анафоры: много здесь. Эпифоры: говорят. Перечисления, цветопись и звукопись. Сравнения: словно войско Чингисхана, словно небо, точно воины, как два огня. Колоритные диалоги. Парентеза (обращения и вводные слова): бессердечный, дурень, братец, разумеется. Инверсия: нарастала тишина. Детали пейзажа (флора и фауна). Апострофа: о, мой стих. Глаголы, придающие динамизм сюжету. Восклицания, вопросы, междометья. Повторы: сжалься, дай, кто ты. Лексика живая, разговорная.

«Шурале» Г. Тукая – сказка о победе неунывающего сердца татарского народа и над тяготами жизни, и над проделками нечистой силы.

Внешний вид духа леса

Создание описывается как существо низкого роста, с горбатой спиной и длинными пальцами на руках. Также он имеет бороду и один рог посередине лба, но короче, чем у единорога. На теле у него шерсть или небольшая щетина темного цвета. Он всегда передвигается с небольшой сумкой, в которой находятся неизвестные вещи.

Шурале в сказках выглядит устрашающе, потому что он представляет в них негативного героя. А в мифологии эта сущность описывается, как старик с горбатой спиной, кожей желтоватого цвета и длинными когтями.

На иллюстрациях к сказкам его рисуют в образе обычного старика со страшной гримасой. Потому что печатать лесного духа таким, какой он есть означало бы повысить интерес к такой загадочной сущности.

IV[править]

Вот об этом два-три слова, коль позволите, скажу,
Вязь узорную созвучий по привычке вам свяжу.
Лунным вечером чудесным юный Парень из села По дрова поехал — в чащу путь-дорога завела.
На поляну он заехал, тотчас поднял в чаще стук:
Стал заваливать лесину — топоришком тук да тук!
Как случается обычно, ночь прохладною была,
Пташки-мошки замолчали, тишина в лесу легла.
Месяц, тени на поляне, только Парень делу рад,
Позабыл, где лево-право, щепки в стороны летят!
Отдохнуть едва собрался: пот ручьём, топор в руке —
Ба! чудные чьи-то вопли слышит он невдалеке.
Обомлел бедняк, не знает: побежать, ничком упасть?
Ничего понять не может — незнакомая напасть.
Кто пред ним? Беглец-острожник? Оборотень? Кто пред ним?
С кем несчастный повстречался, не с шайтаном ли самим?
Нос покатый и горбатый, мордой точно лось, ей-ей,
Руки-ноги узловаты, словно из кривых корней,
Вглубь посаженные очи голубым горят огнём:
Не удержишь душу в теле где там ночью — ясным днём!
Если б не босой да тощий — человек совсем на вид,
Вышиной со средний палец рог во лбу его сидит.
Очень тонкие, прямые пальцы — только погляди,
Каждый — свыше пол-аршина, страшно, Бог не приведи!
Тот на этого глазеет, этот смотрит на того.
Наконец, спросил урода дровосек: «Тебе чего?!»
— Парень, ты меня не бойся, не разбойник я, не вор,
Путь вовек не заступаю, не про то мой разговор.
Мой обычай: человека я до смерти щекочу

Не подумай, что пугаю, я от радости кричу.
Пальцы видишь — для щекотки словно созданы они,
Многих смехом уморил я — золотые были дни!
Подойди, дружок мой, ближе, отрешись от всех забот,
Поиграй со мной в щекотку — кто кого пересмеёт?
— Ладно, ладно, поиграем, видно, так уж суждено,
Только, если ты не против, есть условие одно…
— Говори скорей, что надо, человечек, пожалей,
Всё исполню непременно, поиграть бы поскорей!
— Вот условие, послушай: здоровенное бревно —
Вот оно — не расколол я, да теперь уж всё равно.
Подсоблю я, ты же сможешь очень крепко удружить,
Коли ты бревно поможешь на телегу уложить.
Вбил я в комель клин дубовый, не спеши, не суетись,
За бревно, овца лесная, возле клина ухватись!
Шурале не возражает, сразу хитрость не видна,
Косолапо ковыляя, он доплёлся до бревна,
Сунул пальцы в щель у клина, — ты увидел наконец,
О читатель, что задумал дровосек мой удалец!
Оглядел телегу Парень, ходит, словно здесь один,
После обухом легонько стал постукивать о клин…
Шурале не шелохнётся, сунул пальцы и сидит,
Важно выкатив глазищи, на топор и не глядит,
Парень стукает тихонько, не трудясь, не тратя сил… Раскачался клин и выпал — дурню пальцы защемил!
Шурале, попав в ловушку, взвыл от боли, стал орать,
Всех сородичей и братьев на подмогу созывать,
Только рваться бесполезно, сам злодей впросак попал,
Извиняется и хнычет, тихим, вежливеньким стал…
— Отпусти, избавь от боли, поклянусь тебе душой —
Никого теперь не трону из родни твоей большой!
Вместе с ней в любой чащобе будешь лучшим гостем ты,
Никого из вас не тронут ни упырь, ни албасты.
Отпусти меня на волю, много ль выгоды во зле,
Что за прок ты, Парень, видишь в смертных муках Шурале?!
Горемыка воет воем, рвётся, крутит головой

Увязал хитрец дровишки, собирается домой.
За узду рукою взялся, знать не знает никого,
Вопли, жалобы нисколько не касаются его…
 
— Ты слыхал о милосердье? Парень, Бога не гневи,
Погоди, хоть напоследок имя, имя назови!
Коль до завтра не скончаюсь, душу в теле удержу,
Про обманщика с лошадкой всё собратьям расскажу…
— Что ж, узнай, меня с рожденья прозывают Годназад.
Как зовут старшого брата, крепко помни, младший брат!
Шурале орёт и рвётся, волочит своё бревно,
Местью он горит, да только Парня след простыл давно!
Ходит, ноет:
— Пальцам больно, прищемил их Годназад,
Ай, умру, беда какая, жизни я своей не рад!
Поутру лесная нечисть принялась его ругать:
— Спятил ты, совсем рехнулся, не дал ночью нам поспать!
Не ори, кричат, несчастный, да когда ты в ум придёшь?!
Год назад беда случилась, что ж, дурак, теперь орёшь!

Габдулла Тукай, 1907 Перевод Р.Бухараева

I[править]

Про Кырлай, что в Заказанье, знай — деревня неплоха:
Во дворах поют, по слухам, куры звонче петуха!
Родом хоть и не оттуда, там я жил да поживал,
Как умел, пахал и сеял, жал да песни напевал.
Не забыть вовек — забором окружал деревню бор,
Травы бархатом узорным на лугах ласкали взор.
— Велика ли деревенька? — Нет, совсем невелика.
Всем дворам хватает влаги небольшого родника.
Там ни холодно, ни жарко, всё известно наперёд:
Ветер вовремя подует, дождик вовремя польёт.
Земляника и малина спеют в ягодном бору:
Не моргнув, своё ведёрко переполнишь, не совру!
Чудно! Ели молчаливы; словно воины, стройны;
Отдыхал я, глядя в небо, посреди лесной страны.
Где берёзы и осины — там и тут грибы растут;
Всюду щавель, где соцветья разноцветные цветут:
Белый, жёлтый, алый, синий, — несказанной красоты,
Вкусу тонкому приятны ароматами цветы.
Очарованные бабочки, воздушны и легки,
Возле чащечек порхают, чуть качая лепестки…
Чу! Звучат в зелёной чаще божьих пташек голоса,
Внемлешь им — душа как будто улетает в небеса.
Клуб, оркестр, бульвары, танцы заменяли мне леса,
Цирк, театры и концерты затмевала их краса.
Велики они, как море; безгранично велики,
Сплочены, неисчислимы, как чингисовы полки.
Вспоминаются внезапно слава предков, имена,
Древних дедушек рассказы про былые времена.
Приоткроется завеса исторической судьбы,
Молвишь: «Ах, что ж с нами сталось? Иль не Божьи мы рабы?»

Кто такой шурале

Образ лешего характеризуют по-разному. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов.

Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям известно, что лесников дух леса защекотал до смерти. С того времени данное событие стали описывать в сказках и рассказах об этой сущности.

Люди со временем пытались задобрить лесного духа дарами:

  • сладостями;
  • мелкой скотиной;
  • инвентарем для леса.

Одно время он не принимал дары, но со временем стал их забирать. Люди даже построили ему дом, вместо того, что лесники когда-то поломали. Но его отношение к человеческому роду не изменилось. И даже сегодня татары стараются не ходить в лес поодиночке, а также продолжают носить духу дары, надеясь на прощение.

Мифология

Мифический лесной житель согласно представлениям башкир, татар, казахов, понимает человеческую речь и при встрече не прочь пообщаться.

В народных сказаниях он выступает в качестве антагониста крестьянам, охотникам, лесорубам. Чинит им козни, но из-за собственной глупости сам часто попадает в ловушки. В славянской мифологии этому образу отчасти соответствуют дух-хозяин лесов Леший, а также божество рода Щур, или Чур, Шурик.

Хотя Шурале считаются лесными духами-покровителями, все же это живые существа из крови и плоти. Они, как и люди, создают семьи, ухаживают за потомством. Живут в пещерах или землянках, присыпанных ветвями, лапками, мхом. В жаркие летние дни стараются не покидать убежищ. В лесу их якобы можно встретить в сырую погоду весной и осенью, чаще всего в период равноденствия.

Шурале —популярный сказочный персонаж. Его памятники, скульптуры, резные композиции можно встретить в различных уголках Татарстана и Башкирии. Статуэтки, магнитики, открытки с изображением божества пользуются большим спросом у туристов и местных жителей.

Внешний вид

У разных народов свое представление о Шурале. Но в общих чертах он выглядит следующим образом: это антропоморфное существо, издалека напоминающее человека. У него вытянутые руки, достигающие колен. Он имеет острые и длинные когти, царапающие землю во время ходьбы.

В одних преданиях у божества 5 пальцев, в других — только 3. Сами пальцы твердые, как свинец, очень сильные, с морщинистой кожей и кривыми когтями.

Мужские особи, как правило, имеют густую пушистую шерсть. Но на ладонях она отсутствует. Женские особи часто описываются без шерсти, с длинными отвисшими грудями. Чтобы они не мешали во время ходьбы или бега, существа закидывают их за спину.

В одних источниках, лесной дух предстает низким, его рост меньше человеческого, а в других, наоборот, он гораздо выше. Но в обоих вариантах он сутулый, с маленькой головой и большими глазами, с козлиной бородкой. Уши очень длинные. Посреди лба растет прямой либо закрученный рог небольших или средних размеров.

В подмышках у Шурале есть отверстие, через которое видны внутренние органы: лесной житель никогда не поднимает руки вверх, чтобы туда не попала ветка.

Легенда о существе

Согласно преданиям народов Поволжья, Урала и отчасти Средней Азии, изначально Шурале был духом смерти и засухи, сыном Тама и Улят.

По мере распространения исламской культуры, он стал прообразом Шайтана — Дьявола. Именно ему принадлежит сотворение всего материального мира, даже людей. Только духовный мир ему не подвластен — бессмертную душу в человека вселил бог Тангра.

В народном фольклоре Шурале выступает в качестве демонически-комического существа, озорника, плута, часто со злобными намерениями.

По сюжету, деревенский парень отправляется в лес запастись дровами. Однако в лесу дровосек натыкается на Шурале. Дух хочет защекотать молодого человека (егета по-татарски) до смерти, однако парень прибегает к хитрости. В качестве последнего желания он просит, чтобы Шурави помог перебить ему клин в бревне. Существо соглашается и засовывает пальцы в щель, чтобы ее разжать. Егет ловко выбивает клин, щель схлопывается и прищемила лесному духу пальцы. Парень и был таков.

Шурале — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Шурале», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!»

«Ладно, ладно, друг, исполню я желание твоё,

Поиграю, если примешь ты условие моё».

«Ну, какое, говори же, назови его живей,

Всё приму, что ты мне скажешь, поиграть бы поскорей!»

«А условие такое, слушай — вот тебе оно:

Видишь толстое, сырое, очень длинное бревно?

Так давай-ка, братец, дружно с двух концов его возьмём

Да положим на телегу, понатужившись, вдвоём.

На конце бревна, ты видишь, есть зияющая щель,

Пальцы сунь туда поглубже да бери бревно, кощей!»

На указанное место покосился шурале,

На условие джигита согласился шурале.

Без боязни сунул пальцы он в широкий зев бревна…

Вам, читатели, уловка дровосека не ясна?

В исполнение приводит хитрый замысел джигит,

Топором он бьёт по клину, что в расщелине сидит.

Шурале, засунув пальцы, замер, помня уговор,

Видно, хитрости не понял и не взглянет на топор.

Вскоре клин, освобождённый, отлетел куда-то прочь, —

Хлоп! Бревно зажало пальцы, руку вытащить невмочь.

Понимая, что обманут, шурале орёт, ревёт,

Он уже поёт от боли, своих родичей зовёт.

Шурале джигита молит отпустить его скорей,

В невиновности клянётся, даже в святости своей.

«Сжалься, сжалься надо мною, ты же добрый человек!

Ни тебя теперь не трону, ни родню твою вовек.

И другим не дам в обиду, всем скажу, что ты мой друг,

Что тебе гулять позволил я по всем лесам вокруг.

Отпусти же, больно пальцы, придержи, джигит, коня!

Что, скажи, тебе за польза мучить попусту меня?!»

Рвётся, бьётся бедолага, он от боли сам не свой,

Между тем джигит с телегой собирается домой.

Шурале он знать не хочет, под уздцы коня ведёт,

Вопли громкие он слышит, но и ухом не ведёт.

«Эй, джигит, видать, напрасно люди добрыми слывут,

Так скажи мне, бессердечный, кто ты, как тебя зовут?

Если до прихода братьев, до утра, я доживу,

На вопрос их «кто обидел?» я хоть имя назову».

«Что ж, лесной баран, запомни: моё имя — Прошлый год,

А притом тебе я дядя, тоже помни наперёд».

Шурале в капкане бьётся, воет, молит отпустить,

Хочет вырваться из плена, дровосеку отомстить.

Он кричит: «Ах, умираю! Что наделал Прошлый год?

Погубил меня, разбойник, кто на выручку придёт?»

Шурале его собратья утром дразнят и корят.

«Ты рехнулся, видно, дурень, ты свихнулся! — говорят. —

Не ори, по чести просим, и закрой сейчас же рот!

Прищемлённый прошлым годом разве в нынешнем орёт?!»

1907

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector