Славянский бестиарий

Боги восточных славян

Жертвоприношения у славян

Перун

Перун-громовержец

Бог-громовержец, войны и воинов, полный аналог Тора или Зевса, а также балтийского Перкунаса и даже финского Перкеле.Изначально был второстепенным божеством, но по мере усиления воинского сословия стал главой пантеона.Изображался сильным мужчиной с длинными усами, одна половина которых была золотой,а другая серебряной.

Велес

Рогатый Велес

Бог скота и домашнего хозяйства, а также царь мира мертвых. Изображался в виде мужчины с рогами быка на голове. Покровительствовал скоту, домам и лесным животным в доброй ипостаси, а в злой был мрачным божеством мертвых, уводящим в свое царство заблудившихся путников в лесу или маленьких детей.Изначально был верховным божеством, но затем был вытеснен культом Перуна.

Ярило

Ярило

Бог урожая, оплодотворения,сексуальной жизни. Реконструирован по обрядам Костромской губернии, где являлся неким умирающим и воскресающим богом, с элементами трикстера, как скандинавский Локи или египтеский Осирис.Молодой, полный сил, привлекательный мужчина, который аналогичен и Дионису и скандинавскому Хеймдалю — тот кто одаряет женщин своей мужской силой, а мужчинам дает опьянение и храбрость.Ярило — от индоевропейского корня «Яра», означающего ярость, сверкание, гнев.

Сварог

Бог-небесный кузнец, известен по Ипатьевской летописи, но каких-то иных данных о нем нет.

Стрибог

Стрибог

Бог небес и часто само небо, повелитель ветра и небесных сил. Более о нем ничего не известно. Но «Слово о полку Игореве» называет ветра «Стрибожьими внуками», что подтверждает его функции.

Хорс и Даждьбог

Хорс

Боги с явными иранскими корнями, первый отвечает за солнце, его имя так и переводится, а второй за некую небесную благодать и также за солнце.Вероятно это боги-близнецы, как греческие Дискоуриды или индийские Ашваны, которые воплощают плохую и хорошую стороны небесного светила. Вероятно, позаимствованы славянами у скифов или сарматов, на этапе появления у них элементов иранского зороастризма, культа солнца и Ахура-Мазды.

Семаргл

Симург на гербе Дария

Еще один гость из Персии. Полный аналог птицы Семург из Авесты и зороастризма.Это некий гибрид грифа и собаки, который передает людям божественные вести, он появляется в критических ситуации и сообщает волю неба.

Макошь

Макошь-Мокошь Единственное женское божество пантеона. Это некая небесная женщина, которая прядет нити судеб, подобно греческий Мойрам или скандинавским Норнам. Она потворствует ткачеству, домашнему очагу и женщинам.И к сожалению, это почти все, что достоверно известно о славянских божествах. Световит, Лада, Купало и Кострома, Белобог и Чернобог — результаты вольной интерпретации западно-славянского пантеона разными желающими.В известном достоверно пантеоне славянских божеств мы явно видим индоевропейские корни, а также сильнейшее иранское влияния, даже в этимологии самого слова «бог».

Боги западных славян

Идол балтийских славян (о. Волин)

Боги балтийских славян
  • Святовит — главный бог Арконы, связан с войной и победой
  • Триглав — главный бог своей местности, с ним связан священный вороной конь, у его идола три головы
  • Сварожич (Радегаст) — главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями
  • Чернобог — злой бог, приносящий несчастье
  • Прове — главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще
  • Припегала — бог с неясными функциями, судя по источнику — «дионисийского» типа
  • Подага — бог вагров с неясными функциями, имевший храм и идол в Плуне
  • Жива — женское божество, главное божество своей местности
Три бога Кореницы
  • Яровит — бог войны и плодородия
  • Руевит — главный бог Кореницы, бог войны
  • Поревит или Поренут — бог с неясными функциями

Чучело Маржаны, приготовленное к сожжению

Ритуально-календарные персонажи

Марена (Морена, Маржана) — весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти и зимы, которое топили, разрывали или сжигали

Низшие персонажи[источник не указан 1636 дней]
  • Рарог — мифологическая огненная птица
  • Велес — чёрт, демон в чешских поговорках
  • Паром (Перун) — упоминается в проклятиях (типа Parom do tebe! или Ej, do Pioruna!)

Пантеон Владимира

В Повести временных лет указаны шесть божеств, идолы которых были установлены на капище в Киеве Владимиром: Перун – бог воинской доблести, грома и молнии, покровитель княжеской власти, именем Перуна клялись и князья, и дружинники; Хорс – солярное божество, воплощающее в себе солнце и свет; Даждьбог – один из самых почитаемых восточно-славянских богов, бог плодородия и солнечного света; Стрибог – исследователи считают, что это божество ветра и связанных с ним атмосферных явлений; Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов и сельского хозяйства.

До сих пор учёным неизвестно ни о точном функциональном назначении Семаргла, ни об истории возникновения этого персонажа в пантеоне. Имя имеет скорее иранское происхождение, а не славянское. Религиоведы и культурологи полагают, что Семаргл не являлся божеством в полной степени, скорее он был фамильяром богини Мокоши.

Макошь (Мокошь) – единственная богиня в пантеоне Владимира. Её функционал как божества был завязан на традиционном женском занятии – прядении (в первую очередь, человеческих судеб, что роднит её с греческими мойрами и скандинавскими норнами). Она также была покровительницей женщин, ремёсел и богиней судьбы. Считалось, что Мокошь приносила удачу и благоденствие своим почитательницам.

Почему проблемна мифология восточных славян?

Идолы славянских богов

В отличие от германцев, кельтов и тем более греков, у славян не нашлось своих поэтов или летописцев, которые бы зафиксировали мифологию народа.У западных славян, она еще более-менее известна благодаря христианским проповедникам, которые старательно фиксировали языческие ритуалы соседей, да и стояли они на более высокой ступени развития, чем поляне, древляне и прочие радимичи…По восточным, царит почти вакуум!Который манит как историков, так и политиков, и просто графоманов «восстановить» утерянную славу и древность народа.

В отдельных областях, фиксировались отрывочные сведения о дохристианских культах, из которых худо-бедно сформировали пантеон, по образцу индоевропейских народов.Более-менее достоверно он выглядит так.

Кто такой бог Ярило

Могущественные разумные силы природы когда-то очень давно сотворили энергетические развивающиеся матрицы, которые позже люди назовут богами стихий. Значительно позже, когда эти структуры были одухотворены сотворчеством божественного и человеческого промысла, они заняли свое место в ряду управителей стихий и прочих помощников (сыновей) могущественных космических иерархов. Именно поэтому в мифологи некоторые боги своими родителями имели духовных сущностей неизмеримо высокого порядка.

Происхождение имени и присущие ему качества

В древней Руси к богам огня причисляли Хорса, Перуна, Семаргла и Ярило. Но из них только Ярило мог отвечать за стихию яркого весеннего солнца. Их имена — энергетические коды, а поскольку «яр» в переводе с древнеарийского означает «сила», а «ило» — источник этой силы, значит действенным управителем стихии огня мог быть только Ярило.

Яр, яркий, ярь, ярость, ярка (молодая крепкая овца), переярок (волчонок), ярун (глухарь в период тока), яровая, яриться — все эти слова носят в себе частицу его неуемной, неукротимой огненной силы.

Имя этого бога имеет несколько значений, обозначающих качества его огненной природы, характеризующие его жизнетворящие черты.

Перечислим основные:

  • вечно молодой, очень стремительный поток силы;
  • мощный, всепроникающий свет;
  • обновляющее начало;
  • пылкая, юная страсть и плодородие;
  • неукротимость, неистовость до самозабвения.

Время его действенного могущества — от дня весеннего равноденствия до дня летнего солнцестояния. В этот период происходит пробуждение природы, возрождение ее после зимней спячки. В небе начинают радостно яриться птицы, на полях появляются первые всходы яровой пшеницы, начинается настоящее весеннее буйство жизни после долгого оцепенения.

Кроме того, что этот бог является управителем стихии огня, у славян Ярило также и бог Солнца. Вечно юный и темпераментный, он еще признавался богом весны, тепла и жизнетворящей любви, соединяющей живые существа для продолжения своего существования.

Молодой, искренний в своей страсти к жизни голубоглазый юноша с длинными волосами пшеничного цвета, обнаженный до пояса, с венком из трав и первых весенних цветов шествовал по весям и долинам, даря всем тем, кого встречал на своем пути, свет радости и надежды в торжество жизни и ее преобладание над Марой — богиней ночи, зимы и смерти. Таким он представал в сознании людей той далекой эпохи. Но чаще его изображали юношей, по пояс обнаженным и босым, восседающем на белом коне.

Легенды и мифы

В славянской мифологии иносказательно, в виде преданий, передается история о том, как был сотворен наш мир, какие могущественные силы принимали участие в его создании. То, что дошло до нас, наверняка претерпело искажения благодаря передаче из уст в уста. К тому же, чтобы передать весь сложнейший процесс боготворчества при помощи образов и точных метафор, необходимо иметь незаурядную способность емко облекать глобальные вещи в доступную для обыденного восприятия форму.

Дошедшее до нас обросло добавками и переделками великого народного творчества, но есть большая надежда, что в глубине своей сохранило первоначальную суть.

По легенде, славянский бог Ярило является сыном Велеса — повелителя навьего царства и Дивы-Додолы, которая являлась богиней Небесной влаги. Воспылавшему внезапными чувствами к прекрасной богине богу трех миров Велесу пришлось пойти на хитрость, поскольку его избранница предпочла скотьему богу Перуна-Громовержца. Он превратился в ландыш, который понюхала богиня, в результате чего на свет явился вечно юный бог весны. От своего-то отца он и перенял способность к оборотничеству и мужскую силу, а от матери — очень живой характер и особую привлекательность.

Другая легенда гласит о великой любви между Ярилой и Матерью-Землей. В ней говорится о том, что изначально пустая и холодная Мать-Сыра Земля без света, тепла, движения и звуков, была обласкана солнечным богом, который ее пожалел вопреки воле других богов и пронзил своим огненным взглядом. Согретая теплом Земля расцвела, как невеста на любовном ложе. Так в результате взаимной любви появились все живые создания, а человека владыка солнечного огня ударил солнечной стрелой в темя, и тот обрел мудрость.

Еще одна легенда рассказывает о том, как вечно юный солнечный бог научил славян выращивать хлеб, поскольку до этого они этим не занимались, считая тело земли неприкосновенным. Мать-Сыра Земля дала на это добро, а ее сын Микула Селянович сделал первую борозду. Первые зерна бросал по преданию сам весенний бог плодородия.

С той давней поры Ярило почитается и как бог плодородия.

Гоу-гоу, Перун-рэйнджерс!

«‎В начале было Слово» — так говорится в Библии. Что было в начале языческих верований — доподлинно неизвестно. Но можно предположить, что однажды дикарь Денис (у него вряд ли тогда было имя, так что это всё для художественного оформления) узнал, что огонь жжётся, а дождь — это вода, вода — пить, Денис довольный. И подумали тогда все остальные, что кто-то в этом виноват, кто-то, кого они не видят. Примерно так и зародилось язычество. В общей сути язычество — это поклонение идолам, многим богам и явлениям.

Славянское язычество начиналось где-то далеко за 1-2 тысячелетия до нашей эры и просуществовало аж до X века, пока не было официально заменено на христианство. Нельзя сказать, что язычество навсегда исчезло из жизни наших предков и даже из жизни современной, но об этом чуть позже.

На самом деле, народы, населявшие планету в то время, поклонялись плюс-минус одному и тому же: грому, Солнцу, воде, плодородию, но под разными именами. Фактически наши предки давали каждому из основных природных явлений своего топ-менеджера, который руководил этими процессами и вступал в контакт с обычными людьми в случае необходимости. Каждому из этих руководителей полагалась своя премия в виде идолов, подношений и жертвоприношений.

Атрибуты Ярила

Людское воображение приписало богу, которого считали источником счастья и радости, некоторые атрибуты, отличающие его от других высоких духов в славянском пантеоне богов.

Ознакомимся с ними:

  • золотой щит, олицетворяющий солнце;
  • стрелы как символ солнечного света и страстной, неистовой любви;
  • копье защитника, поражающее мрак;
  • золото и железо, из которых изготавливались солярные обереги;
  • день седмицы — воскресенье;
  • животное — волк;
  • предметы — венок, колос, ветка с молодыми побегами.

Кроме перечисленных, к атрибутам этого бога причисляют все солнечные символы, колосья налитой пшеницы, череп человека и белого коня.

Тот, кто создавал солярные обереги, мог использовать любые из данных атрибутов для того, чтобы улучшить плодородие, приумножить достаток, отвести ненастье, уберечь скотину либо для семейных бездетных пар с целью скорейшего зачатия.

Языческие Боги восточных славян

Основные языческие боги у восточных славян:

Велес

Благодаря Велесу день сменял ночь, зиму — весна, а затем
— лето и осень. Выдох сменялся вдохом, а печаль — радостью. Таким образом, религиозные
люди учились преодолевать сложные жизненные периоды и ценить счастье.

Изначально Велес был владыкою небесных, мифических стад,
которые олицетворяли облака. Однако позже, когда народ утратил сознательное
отношение к своим прежним представлениям, ему и приписали покровительство
обычных, земных стад. Поскольку земной урожай зависел от молока, которое
проливали стада дожденосных туч, Велесу придавалось значение Бога, который
помогал земледельцам.

С давних времён скот считается главным богатством семьи и
племени, поэтому Бог скота почитался также как Бог богатства.

Поскольку слова «Волос» и «волхвы» имеют общий корень
(волосатый), то и волхвы были тесно связаны с культом Велеса. Исполняя
ритуальные танцы, заклинания и обряды, волхвы были одеты в шкуру медведя. Храмы
Велеса, учителя закона, были построены в различных местах русской земли — в
Киеве, Ростове, вблизи Новгорода и во многих других городах.

Перун

Перун представлен как статный, высокий, черноволосый Бог
с длинной золотой бородой. Разъезжая на пламенной колеснице по небу, он
поражает нечестивых стрелами из лука.

Кроме этого, Перун — покровитель воинов, которого
прославляли в дни побед и приносили жертвы, желая достичь еще больших военных
успехов.

Хорс

Даждьбог

Утром и вечером Даждьбог переплывает на ладье Океан-море.
Ладья запряжена гусями, утками и лебедями, которые её тянут. Поэтому особенно
славяне ценили обереги-талисманы в виде утки с лошадиной головой.

Стрибог

Семаргл

Семарг каждую ночь стоит на страже, не впуская в мир зло.
Один раз в год, в день осеннего равноденствия, он покидает пост для занятий
любовными играми с Купальницей, и, с наступлением дня летнего солнцестояния,
спустя 9 месяцев, Купальница рождает для Семиргла детей — Кострому и Купалу.

Макошь

Две Богини — Доля и Недоля помогают Макоши прясть пряжу
Судеб, связывая покутные нити человека с плодами его трудов — добрых или злых.

День Макоши — Пятница. Позже, с принятие христианства, Макошь
сменила Параскева Пятница, унаследовавшая многие характерные и культовые черты
языческой Богини.

Ярило

Ярило — Бог, который ежегодно умирает и воскресает, что и
символизирует в его руке чучело головы. В другой руке — ржаные колосья, а на
голове у божества — венок из весенних цветов. Ярило изображается как женщина,
одетая в мужской наряд.

В соответствии с этим образом в весенние праздники
славянские девушки наряжались и ездили на коне по полям.

Перед тем как на Руси приняли христианскую веру, славяне
достигли наивысшего развития язычества. Они поклонялись тем Богам, от которых
зависела их жизнь, урожаи, здоровье. Кроме этого, славяне почитали и своих
предков. Богов было большое количество, и ещё большее — духов, которыми славяне
одушевляли деревья, растения, животных, природные стихии. Каждое племя особенно
почитало своих определённых Богов, однако, все они с давних времён поклонялись
двум главнейшим божествам — Велесу и Перуну.

Девана

Девана – богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.

Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.

Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее победителем.

Славянские мифологические существа и персонажи

Мифические существа у славян вмешивались во все сферы жизни и влияли на все. В этом смысле люди сталкивались с ними гораздо чаще, чем с богами, поэтому и отношение к ним было иным. Но любопытно, что образы большинства мифологических существ были взяты из реальности, также они требовали соблюдения правил, которые сегодня выглядят логичными и разумными.

Полный список существ славянской мифологии насчитывает более трех десятков основных персонажей и каждый из них не только обладает своим характером, но и отвечает строго за определенную сферу, не вмешиваясь в дела других.

АлконостАмбарникАнчуткиАспидАукаБабайБанникБарабашкаБерегиняБолотникБолотницаВодянойВолколакГамаюнГорынГорыня, Дубыня, УсыняГрифонДворовойДедыДомовойДомовухаКикимораЛешийЛихоМоголОборотеньПолудницаРарогРусалкаСиринУпырьЮша

Образ Ярила в культуре и творчестве

Народная культура теснейшим образом связана с земледельческими циклами, поскольку жизнь народа в первую очередь зависела от правильного отношения с землей и, как следствие, — богатых урожаев. Ярило — бог весеннего солнца, любви и плодородия — занимал первейшую позицию в весенних праздниках от Масленицы, когда сжигали чучело Марены, и до Купала, когда сжигали его чучело. Богатое воображение народа придавало этим праздникам особую яркость, они превращались в театрализованные представления. В каждом Ярилином празднике было много закликов и обращений к его образу с целью умилостивить божество, заручившись его поддержкой.

Народ метко подмечал характер каждого периода весны, вследствие чего возникали пословицы и поговорки о взаимосвязи силы Яро-бога с природными явлениями.

Известны народные пословицы, которые гласят:

  • до Ярилы крепись, хоть разопнись, а после него живи не тужи;
  • средний посев яровой пшеницы — с Ярила, в земле хватит водицы;
  • придет Ярило, а с ним тепло и сила.

Его образ нашел свое отражение не только в устном народном творчестве, но и в поэзии.

Свое отражение этот образ нашел также в работах художников, чеканщиков, граверов, резчиков и скульпторов, как древних, так и современных.

Язычество древних славян

Слово «язычество» происходит от слова «язык», которое раньше означало «народ». Язычество — это народные верования и может трактоваться как сборник древних мифов.

Боги славян — малосимпатичные и мстительные персонажи. Фрагменты индоевропейских религий объединились в поклонение по большей части злым славянским богам. Общие для всех славянских племен боги — Перун и Мать-Сыра земля. Перун — грозный громовержец, повелевающий стихией. Мать-Сыря земля, скорее, положительный образ кормилицы и защитницы людей.

У восточных и западных славян пантеоны богов были различными. Во многом это связано с особенностями погодных условий на территории и тем, что именно люди делали. Так Стрибог — бог ветра состоял в пантеоне князя Владимира. Там же была и Мокошь — покровительница ткачества. Существовал бог-кузнец Сварог.

Некоторые божества относились к календарным датам — Масленица, Купала считались скорее «народными любимцами» и были мифическими игровыми персонажами.

Западные славяне верили в Чернобога, который приносил неудачу и насылал напасти, в Святовита — бога войны и Живу — женское божество, охраняющее определенные территории.

Кроме этого существовало огромное количество духов, домовых, лесных обитателей и других мифических существ:

  • Русалка
  • Упырь
  • Волколак
  • Кикимора
  • Водяной
  • Леший
  • Баба-яга

Многих из них мы знаем в качестве сказочных персонажей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector