Практика випассаны или 10 дней наедине с собой

Правильная техника выполнения Шавасаны

Для самостоятельной практики найдите тихое, уютное место, где вас никто не сможет потревожить. Тишина во время полного расслабления поможет глубже погрузиться в состояние.

Наполните помещение свежим воздухом, наденьте свободную и комфортную одежду, расстелите коврик.

Шавасану следует выполнять лежа на спине с закрытыми глазами. Ноги расположите по ширине коврика и слегка согните колени.

Руки расположите вдоль тела, поверните ладонями вверх, слегка согните в пальцах. Ощутите телом твердую ровную поверхность пола, как она соприкасается с вами.

Сделайте 3 цикла йогического дыхания, отпустите мысли. Соблюдайте брюшной тип дыхания.

Максимально расслабьте тело, мышцы, сухожилия, связки. Начинайте с кончиков пальцев левой и правой ноги, голеностопы, икры, подколенные связки и выше пока не доберетесь до головы

Очень важно ощутить как расслабляется лицо, мимические мышцы, язык, кожа головы. Постарайтесь расслабить рот, убедиться, что зубы не сжаты

Мысленно пройдитесь по телу, ощутите его как одно целое. Если чувствуете зажатость — старайтесь отпустить напряжение в мышцах.

Переведите внимание на дыхание — медленный глубокий вдох и медленный выход. С каждым выдохом последует еще большее погружение

В момент, когда сознание начинает возвращаться — пошевелите пальцами рук и ног. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Никаких резких движений. Подтяните колени ближе к телу и перевернитесь на бок.

Не открывая глаз, выполните еще 3 цикла дыхания. Ощутите тепло и свет внутри. Поблагодарите себя за практику. Можно открывать глаза.

Ощущения после шавасаны при первом опыте необычны и практика чем-то похожа на медитацию. Постепенное возвращение в реальность сопровождаются ощущением прилива энергии, хорошего отдыха и прекрасного самочувствия.

3 стадии погружения в Шавасану

  1. физическая расслабленность — ум активен, ощущает сердцебиение, реагирует на движение мышц со вдохом и выдохом;
  2. снижение восприятия внешнего мира — происходит погружение сознания внутрь себя, ум расслаблен, дыхание замедленное и поверхностное;
  3. отключение от внешнего мира — полное погружение в состояние, пустота сознание и случайные образы,  возникающие в процессе практики.

Полезные советы для большего расслабления

  • для расслабления глаз можно насыпать в небольшие мешочки или чистые носки гречки и положить на глаза. Это должна быть приятная еле ощутимая тяжесть.
  • для расслабления мышц пресса можно положить валик под поясницу и согнуть ноги в коленях.
  • для расслабления шеи положите свернутое полотенце или валик под нее. В правильном положении подбородок будет выше лба.
  • для расслабления поясничного отдела можно приподнять колени или положить под них валик.

Техника выполнения

Необходимо отметить, что Випассана делится на виды по методу исполнения. Вам необязательно использовать сразу три вида. Просто выберите из них наиболее подходящий и начинайте занятия. Итак, сначала рассмотрим детально, какие видовые основы имеет методика Випассана.

  • Первый заключается в осознании. Вы всегда должны осознавать процесс, который происходит с вашим разумом, сердцем и телом. Например, когда вы утром совершаете пробежку, то старайтесь не выполнять движения тела на автомате. Нужно выполнять пробежку осознанно и чувствовать, как работают ваши мышцы при передвижении. Если вы принимаете душ, то также осознавайте, как живительная влага очищает ваше тело от пыли и грязи. Также нужно поступать, если вы сели за стол и едите. Прочувствуйте вкус еды, не глотайте пищу впопыхах. Если во время медитации вас посещают мысли, не гоните их, а просто наблюдайте за ними как бы со стороны.
  • Второй основывается на осознании своего дыхания. Когда мы дышим, то либо грудь (у женщин), либо живот (у мужчин) поднимаются и опускаются. Все жизненные силы передвигаются по телу вместе с передвижением воздуха. Однако при медитации необходимо осуществлять дыхание при помощи живота. Древние практики знали, что живот – это основа человека. Именно в нем может появляться жизнь. Поэтому при медитации вам необходимо следить за движением живота, а осознание мыслей и сердца исключить.
  • Третий способ основывается также на дыхательных упражнениях. При вдохе почувствуйте, как воздух проходит через ноздри в легкие и накапливается в животе. Потом прочувствуйте обратный процесс, как воздух выходит из живота через легкие и ноздри.

Практика Випассана подразумевает постановку цели. Если вы поставите ее неправильно, то ничего не получите. Например, если вы задумали купить квартиру или прийти к власти, то считайте, что вы ошиблись и цель выбрали неправильно. А вот правильная цель заключается в следующем: преодоление самого себя, боли, горя, очищение ума, достижение мира в душе. После постановки правильной цели можно переходить к практике. Далее рассмотрим конкретные действия.

  1. Поставьте таймер на 20 мин. Так вы сможете установить контроль за временем, которое вы уделите медитации.
  2. Выберите удобную позу и постарайтесь больше не двигаться.
  3. Глаза закройте. Дыхание должно быть ровным и медленным. Забудьте про свои неудачи, а также ваше прошлое, не думайте о будущем. Есть только вы, здесь и сейчас.
  4. Сосредоточьтесь на дыхании. Это поможет исключить ненужные мысли, которые будут без конца посещать вас во время медитации.
  5. После чего вы погрузитесь в медитативное состояние. В это время вам нужно погрузиться в душевный мир, покой, любовь ко всему живому. Спокойно дышите, концентрируйтесь на таком состоянии и не зацикливайтесь на приходящих мыслях.
  6. После того как таймер сработает, продолжайте дышать медленно еще 2-3 мин. Потом выдохните и откройте глаза. Ощутите свое состояние, осознайте то, что произошло.

Финансирование курса

Согласно традиции чистой Випассаны, курсы проходят исключительно на основе пожертвований. Пожертвования принимаются только от старых студентов, то есть тех, кто закончили по крайней мере один 9- или 10-дневный курс с С.Н.Гоенкой или одним из его Помощников. Те, кто проходят курс впервые, могут сдать пожертвования в конце курса или в любое время после него.

Таким образом, финансы для курсов принимаются только от тех, кто испытали на себе преимущества практики. Студенты, желающие поделиться этим с другими, могут делать пожертвования в соответствии со своим достатком.

Подобные пожертвования — единственные средства финансирования курсов в данной традиции во всем мире. Эти курсы существуют не за счет каких-либо крупных фондов или богатых спонсоров. Преподаватели и организаторы не имеют никаких финансовых выгод от своей работы. Таким образом, при распространении Випассаны обеспечена чистота намерений, свободная от любых видов коммерциализации.

Независимо от того, большим или малым будет ваше пожертвование, его нужно делать с желанием помочь людям: «Курс, который я прошел, состоялся благодаря пожертвованиям студентов предыдущих курсов; теперь и я желаю сделать что-нибудь, чтобы другие могли получить пользу от этой техники».

Три составляющие

Данная традиция выделяет три составляющие практики. Обучение происходит строго последовательно. При углублении навыка — все три развиваются вместе и неразрывно.

  1. Моральное поведение (“sila”)
  2. Концентрация ума (“samadhi”)
  3. Мудрость (“panna”)

В лекциях на курсе каждая составляющая разбивается на части и детализируется.

Мораль

Моральное поведение — основа для концентрации ума, без которой не получится практиковать випассану. Невозможно вести себя неэтично и сохранять чистый и спокойный ум.Моральное поведение заключается в том, чтобы никаким образом не вредить другим, ни действием, ни словом, ни мыслью

Причем, особая важность придается именно плохим мыслям, а не действиям или словам. Это логично, т.к

цель морального поведения — концентрация. Даже если вы сдерживаете себя, но ум крутится в негативе, концентрация невозможна.
В том числе с необходимостью поддержания морального поведения связана необходимость десятидневного курса, где образ жизни приближен к монашескому и возможности нарушать мораль сведены к минимуму.

Концентрация

Придерживаясь морального поведения становится возможным успокоить ум и развивать концентрацию. Концентрация нужна чтобы прийти к мудрости, понимаю своего состояния, своих эмоций.Концентрация тренируется анапаной — техникой медитации на собственное дыхание. Желающие могут ознакомиться с оригинальной инструкцией от Гоенки. Здесь — на английском.
На уровне тела концентрации соответствует прямая спина и стабильное тело. Также помогают медитации с твердой решимостью не менять позу. В любом случае, рекомендуется все изменения позы делать плавно и максимально медленно.
Чтобы перейти к випассане необходимо добиться способности чувствовать ощущения на участке между губой и ноздрями и сохранять концентрацию на ощущениях естественного, тонкого дыхания в течении, как минимум, нескольких минут. В условиях курса на это отводятся первые три дня — 30 часов медитаций.

Мудрость (уравновешенность)

Понимание собственных эмоций и ощущений благодаря концентрации, открывает возможность развития мудрости — умения не реагировать на них и принимать рациональные, а не рефлекторные решения.
Причем, правильная мудрость развивается не тогда, когда вы что-то понимаете на интеллектуальном уровне, а через осознание ощущений без реакции на них. В жизни это обычно называется получением нового эмоционального опыта.
Мудрость тренируется с помощью техники випассаны — медитации на ощущения на теле. Уравновешенного наблюдения ощущений, открывающихся после достижения нужной концентрации благодоря анапане.
Философское обоснование подхода: аничча, буддийская концепция непостоянства, схожая с православным смирением, “всё суета сует и томление духа” или современным “всё тлен”. Всё приходит и уходит, поэтому нет смысла реагировать, нужно наблюдать.
Уравновешенности на уровне тела соответствуют расслабленные мышцы. В этом смысле технику можно описать как поддержание тонкого баланса между стабильной позой с прямой спиной (концентрацией) и расслабленностью.
Анатомически, это приводит к необходимости научиться сидеть в одной из поз со скрещенными ногами, что может привести к необходимости какое-то время отстраненно наблюдать неприятные ощущения. Если это невозможно по медицинским причинам, то, вероятно, лучше медитировать сидя на стуле, чем пользоваться избыточным количеством подушек и смягчающих приспособлений, которые позволяют телу совершать небольшие колебания. Все возможности в центре предоставлены, а выбор позы становится очевиднее с практикой.
Двадцатиминутное интервью с русскими субтитрами, где Гоенка объясняет теорию и практику випассаны.

Из отзывов других людей

«Випассана — очень простая, рабочая и практическая штука, за которой, как случается с подобными штуками, стоит такая глубина, что затруднительно даже подступиться к описанию. Примерно как с e = mc².» → Александр Горник, 2-й раз

«Как бы ни хотелось скептику обвинить Гоенку в попытке промыть нам мозги, придраться тут не к чему. Будда создал учение, идеально подходящее для атеиста или агностика. Випассана зиждется на шила (по сути, старый добрый категорический императив — кто будет с ним спорить?), самадхи (концентрация ума — очень полезный в жизни навык) и панья (мудрость).» → ЖЖ

«Техника считается универсальной и нерелигиозной, но по вечерам много говорят о Будде. И учат заповедям, как и религии, —  быть добрым, сострадательным, любить всех, не убивать, не воровать, не лгать. Но каждый может взять из техники то, что ему полезно.» → Наталья Молина

«Сам же мистер Гоенка в записи меня жутко раздражал. Во-первых, голосом. Во-вторых, интонациями. В третьих, он очень любил повторять одно и то же слово, или одну и ту же фразу по десять раз, что просто выводило из себя, несмотря на всю випассану» → Георгий Вербицкий

«У всех одна цель — чтобы ты правильно понял технику. Организаторы лучше тебя знают что надо для этого делать и все эти ограничения очень точно продуманы и основаны на опыте. Плюс, широчайше применяется здравый смысл и я не нашёл никаких противоречий с тех, как бы организовал ограничения я сам, как бы хотел, чтобы они работали в отношении меня. Свободу мою никто не трогал.» → Пётр Диденко

«Конечно, не обошлось и без психоделических переживаний. Традиция випассаны славится своим равнодушием к спецэффектам. Попытайтесь это игнорировать и возвращайтесь к практике, — типичный ответ учителя неофиту по поводу ангелов, с которыми он общался во время медитации. Но мой второй и третий день курса, а так же пару дней в середине — сытный бульон для испытывающего психоделический голод.» → Александр Янкелевич

«Постепенно ты понимаешь, что объективно, а что приходяще. Ты понимаешь что ощущения — очень объективны, у тебя появляется критерий объективности, её образец.» → Пётр Диденко, 2-й раз

«Прошел почти месяц. Вечером я медитирую и мгновенно засыпаю. Я рано встаю, шести-семи часов для сна теперь вполне достаточно. А раньше была соней. Я научилась концентрироваться, поэтому мне легче работать. Радуюсь простым вещам, меньше раздражаюсь, и если что-то не так, мысленно повторяю И это пройдет. Помогает!» → Наталья Молина

«В организации, созданной Гоенкой, и ритритах, проводимых ею, очень сильны подражательные и культовые тенденции. Техника способна ускорить и обострить Деперсонализацию и диссоциативные расстройства (как определено в DSM-IV). В описании и рационализации техники много теоретизирования и необоснованных утверждений. Выгоды, которые преподносятся, как результат практики Випассаны, нуждаются в перепроверке.» → Harmanjit Singh

«После медитаций дома я чувствовала себя дерганой и нервной — хотелось бежать и срочно делать все и сразу, хоть разорвись. Но был и положительный эффект — я стала в разы больше успевать, постепенно успокоилась и нашла равновесие випассаны и реальной жизни. Я больше не медитирую специально, но научилась поддерживать состояние концентрации, пока хожу, еду в метро или даже жду лифта. И если наблюдаю ощущения, как нас учили, то даже в самые мерзкие моменты жизни могу совершенно искренне улыбнуться.» → Женя Пронина

«Если бы не медитация и связанный с ней тяжелый умственный и физический труд, это был идеальный отпуск.» → Дима Морозов

«После всех глубоких осознаний и процессов, выходить в мир и произносить какие-то простые слова очень проблематично: голос садится, и звуки застревают где-то в гортани. Начинаешь действительно понимать как много сил мы тратим на болтовню, особенно если она пустая.» → Ярослав Андриянов

«Со времени описываемых событий прошел год. Випассана, вписавшись в ряд других принятых решений, действительно изменила мою жизнь. И главное не то, что происходит во время 10-дневного курса (хотя это величайший опыт на всю жизнь). Главное — что вы сделаете, когда выйдете оттуда, а випассана дает силу и решимость для изменения, подъема на недосягаемый прежде уровень.» → Елена Гутникова

«Нельзя сказать, что эти 10 дней полностью меняют личность. У меня так не произошло. Но у меня появился мощный инструмент — как оставаться уравновешенным, как спокойнее относиться к любым событиям в жизни.» → Леонид Тимошенко

Ещё:3 истории в статье АфишиАндрей СтепенкоАлексей и Мария Глазуновыkate341Ирина ФедоськинаОльга К.vitorianaМихаил РыбаковloardaphexЛюдмила Колоколова.

Техника

Нужно подчеркнуть, что полностью овладеть техникой випассаны можно только при непосредственной передаче ее от учителя к ученику. Но на ознакомительном уровне техника выполнения практик второго этапа заключается  в следующем.

Научиться наблюдению за своими физическими ощущениями можно тремя методами:

  • наблюдения за дыханием животом;
  • наблюдения воздушного потока на входе в тело;
  • самоощущения во время ходьбы.

Техника наблюдения дыхания животом легче осваивается женщинами. У мужчин эта техника вызывает некоторые затруднения, поскольку чаще всего они дышат грудью. Но дыхание животом – естественное, здоровое дыхание, и усилия, которые будут затрачены на освоение данной техники, будут оправданы. Техника заключается в наблюдении без никаких суждений своего дыхания: вдох – живот поднимается, выдох – живот опускается.

Поза для выполнения данного упражнения может быть любой, в  которой практикующий может находиться около часа. Очень нежелательно менять позу во время практики. Но если всё же это становится необходимым, то позу нужно поменять, никак не оценивая своих действий. Если приходят мысли, отвлекитесь на них, наблюдайте их, а когда они уйдут, продолжайте наблюдать за движением живота.

Вторая техника подобна первой. Безоценочно наблюдайте, как воздух входит в ноздри, проходит через горло и лёгкие, доходит до живота и возвращается обратно. Отмечайте все телесные ощущения: теплоту, силу  скорость вдоха и выдоха, но не контролируйте своё дыхание. Пусть оно остаётся естественным.

Третью техника: самонаблюдение во время ходьбы. Лучше её осваивать после первых двух, так как она подразумевает наблюдение одновременно нескольких процессов, ощущения всего тела. Наблюдения воздушных потоков вокруг всего тела, наблюдение за движениями мышц ног, ощущениями ступни при подъеме и опускании ноги на каждом шаге могут даться нелегко.

Полезные советы

Они помогут вам сделать медитацию эффективной, что приведёт к желанному результату:

  1. Выделяйте на технику один час в день. Не делайте выходных, ведь только регулярность – залог того, что вы быстрее придёте к цели. Не рекомендовано проводить сеанс за час до сна и через час после приёма пищи.
  2. Найдите удобное место. Оно необязательно должно быть тихим и уединённым. Главное, чтобы, находясь в нём, вы чувствовали себя комфортно и уверено.
  3. Подберите позу. Удобное положение тела помогут вам сконцентрироваться и расслабиться. Глаза при этом должны быть закрыты. Спина – прямая и ровная.
  4. Купите скамеечку для медитаций или специальные подушки – с их помощью вам будет легче полностью раствориться в технике сеанса.

Курсы медитации випассана

Заниматься в обществе других людей, всегда весело и продуктивно. Поэтому если у вас не получается практиковать технику наедине, запишитесь в общую группу для занятий. Обычно, курс длиться 10 дней, на протяжении которых участники изучают основы медитации випассана и применяют полученные сведения на практике.

Выделяют три этапа тренировок. Первый предусматривает на время 10 дней занятий полный отказ от алкоголя, наркотических веществ, интимных отношений, лжи, воровства и убийства. Соблюдение простых правил морали помогает успокоить разум, который, в противном случае, будет слишком возбуждённым для нужного самонаблюдения и осознания. Второй этап – оттачивания умения сосредотачиваться на дыхании, третий – на ощущениях всего тела, не реагируя на них.

Как записаться на курсы

Для того, чтоб вас взяли в группу, не нужно иметь предварительного опыта медитаций. Все, что вам нужно, это желание и целеустремлённость. Следует также ознакомиться с расписанием курсов в России или другой стране вашего проживания. Обычно объявления о наборе легко найти в интернете. Тут же вы заполняете анкету, регистрируетесь и внимательно читаете Кодекс дисциплины.

Курсы обычно проводят в тёплое время года: начинают весной, а заканчивают осенью. Расписание занятий появляется всегда в начале года, а зарегистрироваться можно за месяц–два до начала курсов. Плату за сеансы от вас не требуют. Финансирование основано на добровольных пожертвованиях: ваших и тех участников, которые закончили тренировки, ощутили результат и теперь хотят помочь другим людям.

Выводы

Результат не приходит по мановению волшебной палочки. К нему ведут долгие часы медитации. Но если не пропускать занятия, не лениться, то уже через несколько дней вы почувствуете, что проблем в жизни стало меньше. Чем дольше вы используете технику, тем получаете больше свободы, освобождения от несчастий.

Даже 10 дней курса способны подарить гармонию, облегчить ненужные страдания. Подобные занятия успешно практикуются в тюрьмах и приносят только потрясающие результаты. Всякий, кто попробует это чудодейственное средство – медитацию випассана – достигнет настоящего счастья, которым сможет поделиться с окружающим миром.

Как правильно выполнять медитацию?

Сядьте удобно, выпрямите спину и позвоночник, выровняйте голову, шею и грудь. Сделайте два или три преднамеренных медленных глубоких вдоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании, следите за своим дыханием. Существуют два эффективных способа это сделать:

  1. Делайте акцент на мышцы в области солнечного сплетения, которые каждый раз, когда вы вдыхаете, движутся в одном направлении, и каждый раз, когда вы выдыхаете, движутся в другом направлении.
  2. Делайте акцент на внутренней стороне ноздрей и на кончике вашего носа. Почувствуйте, как проходит воздух, почувствуйте легкий шепот воздуха в процессе дыхания.

Когда ваша концентрация ослабевает, мысленно возвращайтесь к одному из вышеуказанных способов. Ваша задача состоит в том, что бы сосредоточиться на дыхании в самом легком из возможных способов.

Цель практики — не отвлекаться на постоянно возникающие мысли. Но еще важнее — это насильственно не отталкивать мысли. Не чувствуйте себя виноватым за то, что у вас возникают мысли. Это естественный процесс.

Старайтесь снова и снова просто привести ваше осознание обратно на основной объект медитации: вдох и выдох. Делайте это спокойно и мягко. Просто продолжайте возвращаться к дыханию.

Если ваше дыхание становится быстрым или медленным, просто плавно следите за дыханием. Не пытайтесь изменить его, просто следите. Любые звуки, запахи, ощущения будут присутствовать, но ваша задача — не обращать на это внимания, а просто наблюдать, как они приходят, и как они уходят.

Возвращайте ваше сознание обратно на свое дыхание. Если ваш ум блуждает, старайтесь очень мягко вернуть его к вдоху и выдоху.  Не судите себя, не расстраивайтесь, нет никакого успеха или неудачи в том, что у вас сразу не получается сконцентрироваться, просто плавно возвращайтесь к осознанию своего дыхания.

Все звуки, которые вы слышите, просто замечайте их, но не концентрируйтесь на них. Старайтесь вернуться к своему дыханию.

Если вы испытываете возбуждение или путаницу или скуку или блаженство или ничего не испытываете, просто рассматривайте это как еще одну мысль. Если вы начинаете дремать, сделайте несколько глубоких вдохов.

Если ваш ум становится взволнованным в течение дня, просто начинайте следить за своим дыханием.

Биография

С. Н. Гоенка, мирянин, индиец по происхождению, родился и вырос в Бирме. Там ему посчастливилось встретиться с У Ба Кхином и научиться от него технике випассаны. После четырнадцати лет обучения под его руководством С. Н. Гоенка в 1969 году поселился в Индии и начал обучать випассане. В стране, где по-прежнему очень сильны кастовые и религиозные различия, предлагаемые им курсы привлекают тысячи людей из всех слоев общества. Кроме того, люди приезжают в Индию на курсы випассаны со всего мира.

С. Н. Гоенка обучил випассане десятки тысяч людей, проведя более трехсот курсов в Индии и в других странах, на Востоке и на Западе. С 1982 года он начал назначать помощников, чтобы справляться с растущим спросом на курсы випассаны. Под его руководством были основаны центры медитации в Индии, США, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Великобритании, Японии, Таиланде, Бирме, Непале, на Шри-Ланке и в других странах.

Техника, которой обучает С. Н. Гоенка, представляет традицию, идущую от Будды. Будда никогда не учил сектантской религии; он учил универсальной Дхамме – пути освобождения. В русле этой традиции подход С. Н. Гоенки не имеет ничего общего с сектантством. Поэтому то, чему он учит, привлекает людей вне зависимости от их происхождения, вероисповедания и места проживания.

Гоенка получил одну из самых престижных Наград Padma от президента Индии в 2012г. Это высшая гражданская награда правительства Индии.

Сатья Нараян Гоенка скончался в сентябре 2013 года, в возрасте 89 лет. Он оставил нетленное наследие — технику випассаны, которая теперь доступна более широко, чем когда-либо прежде для людей во всем мире.

Что брать с собой

Возьмите с собой минимум вещей, только самое необходимое — удобную одежду, предметы личной гигиены, подушку для медитации (если она вам нужна). Чтобы не отвлекаться и получить максимум пользы от курса, студентам не разрешается пользоваться мобильными телефонами и другими гаджетами, читать книги, слушать музыку, рисовать, вести дневники — ничего из этого не стоит брать с собой (телефоны можно будет сдать организаторам на хранение на время проведения курса).

Одежда

На время медитации можно, но не обязательно, надевать лонджи или лунги (полоса ткани, сшитая по принципу юбки с запахом, завязывается на талии, является традиционной удобной одеждой в буддийских странах).

— Подушка для медитации. Каждому студенту предоставляется подушка для сидения и небольшие подушки под ягодицы. Однако если вам нужны дополнительные подушки, например, под колени, возьмите их с собой. Если вы по каким-то причинам не сможете сидеть на полу, вы всегда можете медитировать, сидя на стуле в конце медитационного зала (с предварительного разрешения Учителя).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

— Плед. Многие практикующие накрывают плечи пледом или шалью во время медитации.

— Тапочки или удобную легкую обувь без шнурков. Теплые носки.

— Полотенце, фен, принадлежности личной гигиены. Постельное белье и полотенце для рук студентам выдаются. Имейте в виду, что на время проведения курса нужно отказаться от  использования любой парфюмерии и средств с сильным запахом, а также от декоративной косметики.

— Медикаменты (при необходимости).

Помните, что соблюдение правил курса позволяет создать комфортную атмосферу, способствующую наиболее эффективной работе всех  участников.

Если у вас возникнут вопросы, мы с радостью на них ответим!

Випассана – особенности практики и ее виды

Випассана – это древнейшая духовная практика, признанная в буддизме как методика развития личности. С санскрита слово «випассана» (випашьяна) переводится как «медитация прозрения» и «видение как есть». Именно в этом переводе кроется основное значение и понимание сути методики.

Считается, что зародилась випассана в Индии – там, где духовному всегда отводилась первоочередная роль. Якобы 2500 лет назад сам Будда Гаутама освоил эту практику и обучил ей своих учеников. Шакьямуни признал випассану путем обретения гармонии и здоровья, называя ее «искусством жизни». Она помогает исцелить многие телесные и душевные болезни, ставшие результатом физических и психологических страданий, возникающих в результате получения жизненного опыта.

Существуют разные направления випассаны в тибетском буддизме. Но, главные преобразования были осуществлены в XIX веке. Сегодня эта медитативная практика в основном ассоциируется с учениями Сатья Гоенка и Махаси Саядо.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Випассана по Сатье Гоенке – это десятидневная методика, направленная на:

  • Отрешенное наблюдение за собственным телом, его ощущениями.
  • Постижение практики нравственности.
  • Наблюдение за дыханием в районе ноздрей и верхней губы.
  • Развитие доброжелательности.

Благодаря тому, что освобождается память от острых эмоциональных реакций, человек получает такой результат. Все, кто желает не ограничиваться десятидневными курсами, могут пройти дополнительные курсы, которые могут длиться 3 или даже 60 дней.

Випассана, интерпретированная Махаси Саядо, получила наибольшее распространение на острове Шри-Ланка и в Таиланде. Главная особенность практики – проведение медитации не только в положении сидя, но и в процессе ходьбы.

Несмотря на то, что випассана выполняется почти круглые сутки, особого утомления человек не испытывает. Это благодаря тому, что происходит чередование статичности (неподвижного положения) и динамичности (движения). Во время медитации необходимо испытать «випассана-няна» (шестнадцать осознаний). Только так можно считать, что должный результат был достигнут.

Медитация – это состояние глубокой сосредоточенности и спокойствия сознания. Такое состояние можно сравнить с тем, как вы настраиваете бинокль: сначала всё кажется размытым, а покрутив шестерёнку, вы начинаете различать картинку чётко и ясно.

Шаматха – практика концентрации на одном объекте с целью успокоить ум, снизить реактивное вовлечение в каждую мысль, эмоцию и чувство. Состояние ума человека, практикующего шаматху, можно сравнить с гладью озера или «провалом в междумыслие». Шаматха – это покой.

Медитация випассана – это состояние «прозрения», в котором происходит проникновение в суть процессов и вещей. Медитирующий начинает видеть мир в его истинном свете. В этом состоянии можно «рассмотреть дно озера», чья поверхность уже успокоена практикой шаматхи. Техника випассана – это обретение ясности сознания, словно после рассеивания тумана.

Этим техникам обучал Будда Шакьямуни 2500 лет назад. Несмотря на то, что они развивались в рамках буддийской традиции, сами методики не являются чем-то исключительно религиозным.

Випассана в культурном центре Аура

Групповая энергия поддерживает каждого участника. Йога и випассана тесно связаны на нашем ретрите. Но настройтесь на серьёзную личную работу. Тренировка ума – это последовательный и долгий процесс. Возможно, на этом Пути повстречаются трудности. Это обычные человеческие слабости: жадность, гнев, зависть, злость, это также многомыслие и отвлечение внимания, это сонливость или дискомфорт от непривычной позы и долгого сидения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Техника выполнения может быть различной, но как важнейший компонент сохраняется концентрация на дыхании. Техника випассаны «Погружение в Тишину», в отличие от других вариантов, дополнена динамическими практиками: хатха-йогой и медитацией-хождения, что помогает снять напряжение с тела от долгого нахождения в статическом положении, а значит – глубже погрузиться во внутренние практики, в наблюдение за процессом собственного дыхания. Випассана – это возможность глубже познакомиться с самим собой, а, может быть, и вспомнить свои прошлые воплощения.

Программа семинара

Випассана позволит увидеть свои зависимости и пристрастия.Найти выход из этого порочного круга. Найти Путь, по которому двигаетесь не одну жизнь. Медитация випассана позволит узнать себя настоящего!

Правила участия в медитации випассана:

  1. практика молчания на випассане в течение 10 дней (возможно только написание записки ответственному за практику в крайнем случае или при возникновении сложностей)
  2. выполнение практик по общей программе ретрита випассана
Випассана расписание медитативного ретрита. Программа дня
05:00 — 05:30 Подъём. Утренние процедуры
05:30 — 07:30 Медитация
07:45 — 09:30 Хатха-йога или пранаяма на природе
10:00 — 11:00 Завтрак
11:00 — 12:00 Прогулка после еды
12:00 — 14:00 Медитация
14:00 — 15:00 Пранаяма
15:00 — 16:00 Медитация (развитие концентрации)
16:00 — 17:00 Чтение или свободное время
17:00 — 18:00 Ужин
18:00 — 19:00 Прогулка после еды
19:00 — 20:00 Медитация в зале. Мантра ОМ.
20:00 — 22:00 Вечерние процедуры. Подготовка ко сну.
22:00 — 05:00 Шавасана (отдых)

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Возможно только полное участие в ретрите-медитации випассана (все 10 дней)

  1. справиться с вредными привычками, привязанностями и навязчивыми желаниями;
  2. сделать качественный прорыв в личной практике йоги, медитации;
  3. удовлетворить «внутреннюю тоску» по чему-то большему и настоящему, чем ежедневная рутина и бег по привычному кругу;
  4. восстановление для преподавателей йоги;
  5. «генеральная уборка» ума и культивация благих качеств: сострадания, доброжелательности, смирения, участливости, щедрости, благодарности и др.;
  6. получение тонкого опыта в практиках, ощущение тока энергии, работы чакр, возможно, опыта своих прошлых жизней, а, может быть, и будущих;
  7. поиск своего предназначения, своего места в мире для тех, в ком трепетом отзывается вопрос о смысле жизни;
  8. встреча с единомышленниками на Пути;
  9. нахождение выхода из сложных жизненных тупиков, из которых, на первый взгляд, выбраться невозможно;
  10. встреча с собой настоящим, когда роли сброшены, эмоции улеглись, обязанности на время отложены;
  11. провести отпуск со смыслом;
  12. найти духовного Учителя в себе, открыть глубинную мудрость;
  13. проработка кармических ограничений.

Польза випассаны сохраняется на протяжении некоторого времени и после ретрита. Мир вдруг становится другим. Это похоже на подзарядку батарейки и выход из «спящего режима». Но сколько продлится результат зависит от активной вовлеченности в социальную жизнь после випассаны.

Резюме

Основную идею, из которой вытекают все правила и поддержание дисциплины, можно сформулировать следующим образом:

Будьте внимательны, заботясь о том, чтобы ваши действия никого не отвлекали. Не обращайте внимания, если другие люди будут вам мешать.

Может оказаться, что студенты не понимают практической основы одного или нескольких из вышеупомянутых правил. Вместо того, чтобы оставаться в сомнении или порождать негативность, всегда лучше попросить Учителя это разъяснить.

Студенты могут достичь хорошего понимания практики и получить пользу от нее только на основе дисциплины и максимальных усилий в течение всего курса. Во время курса основной акцент сделан на работе: золотое правило — работать так, будто вы совершенно одни на курсе, не обращая внимания на помехи и неудобства, работать с умом, обращенным вовнутрь.

Наконец, студенты могут заметить, что продвижение в Випассане зависит исключительно от их собственных благих качеств и пяти следующих факторов: добросовестных усилий, доверия, искренности, здоровья и мудрости.

Пусть эта информация поможет Вам получить максимальную пользу от данного курса медитации. Мы рады возможности служить людям и желаем Вам мира и гармонии на основе Вашего собственного опыта Випассаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector