Крест

Содержание:

Почему «Крест», если использующееся в Евангелии слово «σταυρός» обозначает дословно «столб»?

Действительно, σταυρός переводится как столб, но он мог иметь разные формы и дополнительные элементы. Сам по себе «столб», вертикальная стойка, стоял на месте. Казнить могли и на стойке, к которой привязывали или прибивали осужденных, но часто их заставляли нести орудие своей казни самостоятельно – перекладину, используемую как дополнительную пытку, потому что прибитые руки были постоянно напряжены. Согласно Писанию, Христос нес Свой крест на Голгофу Сам – речь ведется об этой самой перекладине, по-латински patibulum.

Много десятилетий ведется спор о форме креста Господня: имел ли он форму буквы «Т» (то есть «ставрос» увенчивался patibulum-ом) или именно креста? Судя по тому, что над головой Спасителя была прибита дополнительная табличка (см.Мф.27:37) – это был именно крест.

Значение креста Тамплиеров

Множество столетий назад индоевропейцы использовали знак двух пересеченных линий как символ жизни, неба и вечности. Современные ученые трактуют значение символа тамплиеров как союз и взаимодействие противоположностей: женского и мужского начала, добра и зла, света и тьмы. Считается, что никакая крайность не может существовать сама по себе.

Тамплиерский крест защитит его обладателя от негативной энергии недоброжелателей и завистников.

Основная задача знамени Тамплиеров – защита своего владельца от зла. Сегодня символ известен как преобразователь отрицательной энергии в положительную. По этой причине обычные люди обращаются к амулету с крестом тамплиеров для:

  • защиты от сглаза и недоброжелателей, завистников;
  • отвода порчи;
  • отвода сплетен и дурных слухов;
  • преобразования направленного на владельца негатива в положительную силу и присоединения ее к собственной энергетике.

Форма креста обладает не только способностью улавливать отрицательное и превращать его в положительное. Добрая энергия не уходит бесследно в пространство, талисман направляет ее на подпитку естественного энергетического ресурса своего обладателя. Благодаря этой способности знак часто используется магами в ритуалах, которые требуют больших энергетических затрат.

В Русской православной церкви

Православный наперсный крест

До XVIII века в Русской церкви только епископы имели право носить наперсные кресты

В 1742 году императрица Елизавета Петровна обратила внимание Святейшего Синода на то, что все малороссийские архимандриты носят наперсные кресты, в отличие от великороссийских, у которых подобного права не было. 9 декабря 1742 года Святейшим Синодом были направлены во все епархии указы о возложении на всех архимандритов наперсных крестов, для их отличия от игуменов

Наперсные кресты жаловались императрицами Елизаветой и Екатериной Великой своим духовникам.

В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался протоиереям и священникам, наперсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. Он составлял четвёртую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки).

С 1820 года такой же крест, но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне жаловался из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу, и оставлялся им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее семи лет.

Наперсный крест, выдаваемый при рукоположении в иерея

Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, разрешалось принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные кресты с драгоценными украшениями. Священникам, имеющим учёные степени кандидата, магистра и доктора, выдавались особые кресты, из которых докторский — наперсный, а магистерский и кандидатский носился в петлице, укрепленной в воротнике рясы. Крест докторский и магистерский учреждены в 1808 году, кандидатский — в 1884 году. Кресты наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, были учреждены для раздачи всем священникам по окончании Отечественной войны 1812—1814 годов и Крымской войны 1853—1855 годов.

В 1896 году императором Николаем II по случаю коронации был учреждён новый тип наперсного креста; в указе говорится: «согласно определению Святейшего Синода <…> всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан <предоставляется> право возлагать на себя крест» установленного образца. Крест был восьмиконечной формы, изготавливался из серебра, на лицевой стороне изображалось Распятие, на оборотной — слова Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим. ), а также вензель императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке (церковнославянскими числами). С этого времени наперсный крест является в России привычной принадлежностью священника, в отличие от, например, Греции, где простые священники не носят наперсного креста.

Николаевский восьмиконечный наперсный крест после 1896 года носили все священники от момента рукоположения в сан иерея вплоть до награждения четырёхконечным — «павловским».

В середине XX века появился золотой Патриарший наперсный крест — который является высшим знаком признания заслуг протоиерея или архимандрита. Награждение им производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по воле и указом Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград (см.: список награждённых Патриаршим наперсным крестом).

В настоящее время всем священникам после их рукоположения выдаётся наперсный крест, который носится ими за богослужением поверх риз, а в повседневной обстановке — поверх рясы. Он имеет восьмиконечную форму; на лицевой стороне помещено рельефное изображение распятого Иисуса Христа и надписи в верхней части: «Гдь, ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ» («Господь — Царь Славы»); в концах широкой перекладины «ІС҃ ХС҃» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной — «НИКА» (греч. — победитель). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. ).

Происхождение лотарингского креста

Крест получил своё название от Лотарингии — провинции на границе Франции и Германии. В Средние века эта провинция была независимым княжеством. В крестовом походе в 1099 году Иерусалим был взят, а победа была посвящена князю Лотарингии.

Существует ряд версий появления креста с двумя перекладинами в Лотарингии. Одна из них связывает его с именем лотарингского короля Звентибольда (франкское произношение славянского имени Святополк), правившего в 895—900 годах. Он был незаконнорождённым сыном германского императора Арнульфа Каринтийского и крестником короля Великоморавской державы Святополка I (именно в его честь Звентибольд получил своё имя). Эта версия не получила широкого распространения — в первую очередь потому что, хотя связи Лотарингии и Великоморавской державы несомненны, свидетельства использования такой формы креста в Лотарингии того времени отсутствуют.

Наиболее распространённая версия выводит в качестве источника появления креста в геральдической практике Людовика I, герцога Анжуйского (1356—1360). При этом крест выступает в качестве символа реликвии — «Истинного креста», попавшей во Францию намного раньше. Традиция связывает эту реликвию с именем латинского патриарха Константинополя Гервазия (умершего в 1219 году), от которого она попала к Фоме, епископу Иерапетры (на острове Крит), им была продана в 1241 году Жану Аллюи, а Жан Аллюи в 1244 году продал её аббатству Буасье в Анжу. Здесь крест становится одной из реликвий анжуйской династии, и начиная с Людовика I используется в качестве одного из её династических символов — в частности, на знамёнах, монетах и т. д.

Рене Анжуйский сделал шестиконечный крест личной эмблемой, а его внук, Рене II Лотарингский, использовал шестиконечный крест в битве при Нанси (1477 год) против герцога Бургундии Карла Смелого в качестве отличительного знака, в противовес бургундскому андреевскому кресту. Именно с этого времени крест получает наименование «лотарингского» и, в частности, попадает на некоторые городские гербы. Стоит также отметить, что герцоги Лотарингские использовали шестиконечный крест в качестве вспомогательного элемента личных гербов.

Примечания

  1. Юсупов С. Э. Словарь терминов архитектуры. — Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 185.
  2. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. С. .
  3. Лебедев В. Державный орел России. — Родина, 1995. — С. 99.
  4. Православный календарь на 2016 год. — Litres, 2017. С.
  5. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 147.
  6. Milo D. L. The Ankh: Key of Life. — Weiser Books, 2007. — P. .
  7. Mori J. Crosses of Many Cultures. — Harrisburg, 1998. — P. .
  8. Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Дапаможнік для вучняў / Уклад. Б. А. Лазука. — Мн.: Беларусь, 2001. — С. 73.
  9. Thomas R. M. Manitou and God: North-American Indian religions and Christian culture. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. —122. ISBN 978-0-313-34779-5.
  10. Koch R. The Book of Signs. — New York, 2000. — P.
  11. Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbols. — New York London, 2000. — P. .
  12. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, Vol. 1. / Ed. Colum Hourihane. — OUP USA, 2012. — P. .
  13. Joseph L. Young. Mosaics: principles and practice. — Reinhold, 1963. — P. 99.
  14. Chwalkowski F. Symbols in Arts, Religion and Culture: The Soul of Nature. — Cambridge Cholars Publishing, 2016. — P.
  15. Гарошка Л. Баўгарскі ўдзел у пашырэньні хрысьціянства між усходніх славянаў // Божым Шляхам. — № 1-6 (76-81). — 1957. — С. 27.
  16. Benker S. Liturgische Geräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen / Objets liturgiques, croix et reliquaires des eglises chretiennes. — Walter de Gruyter, 2011. — S. .
  17. Etzold A., Türk W. Der Dorotheenstädtische Friedhof: die Begräbnisstätten an der Berliner Chausseestrasse. — Berlin: Ch. Links Verlag, 2002. — S. .
  18. Das Bildwörterbuch: Die Gegenstände und ihre Benennung. — Bibliographisches Institut, 2011. — S. .
  19. Eyth K., Meyer F. S. Die Dekorationsmalerai mit besonderer… — Leipzig, 1896. — S. 317—.
  20. Bischoff E. Die Festdekoration in Wort und Bild. — Leipzig, 1897. — S. 452,
  21. Lonsdale A. Do I Kneel or Do I Bow? — Kuperard, 2010. — P. .
  22. Boyles D., Stebben G. The Pocket Professor Religion: Everything You Need to Know about Religion. — Simon and Schuster, 1999. — P. .
  23. Большая Российская энциклопедия. — Т. 15: Конго — Крещение. — М.: БРЭ, 2010. — С. 700.
  24. Андреева В. и др. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. — М., 2004.
  25. Фещин А. Довірся Хресту // Християнский голос. — 2002. — № 18 (2854). — С. 232.
  26. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 149.
  27. Shpakovsky V., Nicolle D. Armies of Ivan the Terrible: Russian Troops 1505—1700. — Osprey Publishing, 2006. — P. 23. — ISBN 978-1-84176-925-7.
  28. Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыкл. даведнік — Мн.: БелЭн, 2001. — С. 168.
  29. Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 133.
  30. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий / В. И. Плужников. — М.: Искусство, 1995. — С. 137.
  31. Грибов А. (идея), иеромонах Харитон Просторов (составление). Православие для всех. — Кострома: Авенир-Дизайн, 2000. — С. 142, 143. — 392 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-93374-032-2.

А нужно ли вообще ставить памятник на могиле

Церковь утверждает, что живым достаточно попрощаться с почившими как следует, отпеть, прочесть необходимые молитвы и регулярно поминать, приходить на кладбище на Радоницу. По поводу обязательной необходимости замены распятия памятником, священнослужители ничего однозначного сказать не могут. Душа покойного покинула этот мир, потому ничего мирского ей уже не нужно. Главное, чтобы на могиле был крест или его изображение, а вот надгробия может и не быть.

Ставить памятник или нет – это личное дело родственников. В большинстве случаев надгробие устанавливают для удобства – могилка не рассыпается, выглядит аккуратной, за ней проще ухаживать, поскольку сорнякам просто не остается места. Другая причина установки памятника – почитание памяти покойного, выражение к нему своей любви, уважения. На кресте непозволительно размещать какие-то изображения, а вот на памятнике можно:

  • выгравировать имя усопшего, дату его рождения и смерти;
  • поместить фотографию.

Гранитный памятник с гравировкой

Обозначение имени и даты смерти на могиле является обязательным требованием, которое предъявляют государственные органы, потому, если на установку памятника нет денег, придется крепить табличку к распятию. Нередко случается, что исчезла табличка с креста на кладбище, просто упала или была оторвана вандалами, с памятником этого удается избежать.

Проблема реализации могильного распятия, в котором более не нуждаются, достаточно серьезна. Даже верующие люди не знают, куда обычно девают крест после установки памятника на могиле, выбрасывая его на свалку, что не правильно и даже греховно. Крест нужно закопать у могилы, отдать в храм или бедным. Нести его домой, даже распилив на части, священнослужители не советуют.

Что делать со старым распятием и фото после установки памятника

В день погребения усопшего в изголовье или ногах могилы устанавливается крест с фотографией покойного. Он символизирует веру, покаяние и смирение, служит обязательной атрибутикой для православного.

Святой Крест изготавливается из различных материалов – металла, дерева, бетона или камня. Традиционно на нем размещается табличка с указанием личных фамилии и имени усопшего, даты рождения и смерти. Допустимо нанесение фотографии покойника или эпитафии – строк из Священного Писания.

До недавнего времени на пересечении элементов креста было запрещено крепить табличку или размещать фотографию на могиле. В православии это место предназначалось для расположения Распятия.

После годовщины смерти, когда земля усядется, родственники стремятся облагородить место захоронения. Крест после установки памятника на могиле нужно убрать. Вне зависимости от вида, типа и размера святыни, правильно поступите с ней после демонтажа.

Крест с могилы и фотографию запрещено выбрасывать на свалку или продавать. Такие действия, даже совершенные по неосведомленности, расцениваются как грех.

Сжечь

Религия указывает на необходимость расположение креста у могилы православного верующего. Несмотря на разнообразие материалов и дизайнов памятников, на протяжении многих десятилетий востребованными остаются деревянные изделия. Их популярность обусловлена следующими преимуществами:

  • доступная стоимость;
  • простота установки и демонтажа;
  • небольшой вес, который не будет препятствовать естественному процессу усаживания земли;
  • аккуратный внешний вид, можно прикрепить фотографию;
  • долгий срок службы при условии использования специальных защитных средств для дерева.

По истечении времени деревянный крест на могиле демонтируется. Такая надобность может возникнуть в следующих случаях:

  • установка памятника с фотографией;
  • замена деревянной святыни на новый, более эстетичный и долговечный вариант – качественный гранитный крест;
  • непригодность изделия, обусловленная процессами гниения и трухлявости в результате воздействия погодных условий (дождя, ветра, палящего солнца).

Демонтированный деревянный крест с могилы нельзя выбрасывать на кладбищенскую свалку или продавать. Единственный разумный способ уничтожения – сжигание. Церковь одобряет такой вариант, огонь считается священной стихией, способствующей очищению, перерождению.

Для сжигания отнесите распятие и фотографию на окраину кладбища. Не проводите ритуал на месте захоронения возле других памятников – это будет расценено как надругательство над могилой.

После сжигания остатки деревянного креста развейте по ветру. В некоторых региона пепел принято рассыпать на могиле – такой ритуал оставляет частичку святыни с усопшим.

На территориях многих кладбищ располагаются специальные большие печи, где можно сжигать святыни. Доверить работу по утилизации священной атрибутики можно кладбищенским служителям. Они проведут ритуал в соответствии с церковными канонами, позаботятся о правильном уничтожении остатков фотографии и распятия.

Закопать в могилу

Крест, который нельзя спалить (гранитный, бетонный, металлический), труднее утилизировать. Оптимальный вариант – оставьте его у могилы и установите рядом с памятником.

Атрибут из металла используйте для укрепления надгробия. Предварительно разрежьте крест на части необходимой длины, вкопайте по периметру, присыпьте землей и приступайте к установке памятника с фотографией.

Служители церкви и верующие люди рекомендуют монтировать небольшие надгробные плиты и памятники. Считается, что тяжелый камень на могиле будет «давить на грудь» усопшему, приведет к чрезмерной усадке земли.

Отдать бедным для установки на могилу

Крест с могилы не подлежит продаже. Продавать святыню, которая пару месяцев или даже лет была связана с усопшим, считается грехом.

Крест, если он сохранил свой презентабельный вид, можно отдать нуждающимся. Сделать это можно самостоятельно, если в окружении или среди знакомых есть люди, которые по объективным причинам не могут отдать дань усопшему по церковным канонам и правилам.

При отсутствии таких людей отнесите распятие в кладбищенскую церковь. Служители позаботятся об исполнении воли и передадут его тем, кто действительно нуждается в такой помощи.

Использование патриаршего креста и схожих символов

Происхождение

Впервые крест с двумя перекладинами в качестве геральдического символа засвидетельствован в Византии. Так, шестиконечный крест изображался на печати наместника крымского города Херсонеса. Именно с византийским влиянием и миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия традиция связывает появление патриаршего креста в Нитранском княжестве — предшественнике Великоморавской державы. При этом скорее всего он не был символом государственной власти, а являлся личным знаком князя (позже — короля), аналогично орлу франкских королей. Использовался патриарший крест и в ряде других славянских государств.

Современный герб Венгрии

Венгрия

После падения Великоморавской державы и перехода словацких земель под власть Венгрии, патриарший крест начинает использоваться и в венгерской геральдике. Первый венгерский король Иштван I, до своего восхождения на престол правивший Нитранским княжеством, эпизодически использовал его на своих монетах. При короле Беле III (1174—1196) изображение патриаршего креста становится венгерском гербом; этот же герб использовал король Бела IV (1235—1270). При Лайоше I (1342—1382) патриарший крест вновь появляется на государственном гербе в качестве одного из элементов. При этом он воспринимался как герб словацких земель в составе венгерского королевства. Патриарший крест изображён и на современных венгерском и словацком гербах.

Великое княжество Литовское

Герб Ягеллонов

С 1386 года шестиконечный крест используется как главный элемент герба Ягеллонов — королевской династии, основателем которой был великий князь литовский и король польский Ягайло. В этом качестве крест становится частью герба Великого княжества Литовского — «Погони».

Лотарингский крест

Флаг «Свободной Франции»: лотарингский крест на фоне французского триколора

Ещё одной областью Европы, где применялся крест с двумя перекладинами, была Лотарингия — область на границе Франции и Германии. Использовавшаяся здесь геральдическая фигура получила название «лотарингский крест» (фр. Croix de Lorraine, иногда «анжуйский крест», фр. Croix de Anjou). Лотарингский крест схож с патриаршим крестом, однако на патриаршем кресте поперечины, как правило, расположены в верхней части креста, а верхняя поперечина короче нижней. Лотарингский же крест может изображаться с двумя равными по длине поперечинами; при этом они могут располагаться не только в верхней части фигуры. С 1940 года лотарингский крест использовался в качестве символа движения Сражающаяся Франция, а после окончания Второй мировой войны стал символом голлистов. Помимо этого, с 1902 года лотарингский крест является символом борьбы против туберкулёза.

Каравака

В Польше с конца XVIII и до начала XX века была широко распространена так называемая «каравака» — шестиконечный крест (иногда его именовали «холерным крестом» или «крестом святого Бенедикта»). Этот символ происходит из испанского города Каравака-де-ла-Крус, в соборе которого хранится местная реликвия — частица Истинного креста, вправленная в шестиконечный крест, принадлежавший, по легенде, епископам Иерусалима, и обретённый чудесным образом. В Польше крест такой формы был популярным оберегом от различных болезней; на его перекладинах могла располагаться молитва святым. Верхняя поперечина обычно была короче нижней, однако не всегда: значительная часть каравак имела перекладины равной длины.

Символы Юникода

В Юникоде предусмотрены отдельные коды для патриаршего креста с тремя перекладинами (православного креста) U+2626 (), для патриаршего креста с двумя перекладинами U+2628 (☨), а также для лотарингского креста U+2021 (‡).

Мнение священнослужителей

Крест является главным на могиле, в которой лежит православный. И стоять он должен в полный рост, а не быть, например, нарисованным на надгробной плите. Крест — упование и надежда христианина. Памятник же — не что иное, как бездушная глыба, он никак не может заменить стоящего креста.

Табличка с именем и датами рождения и смерти переломилась пополам. Что делать?

Табличка сломалась, потому что она находится на открытом воздухе и подвергается воздействию атмосферных явлений (снег, дождь). Закажите новую табличку и не накручивайте себя пустыми тревогами. А вот за усопших нужно обязательно молиться — и дома, и в церкви.

Можно ли поменять старый памятник на новый?

Памятники имеют значение для живых, а умершим нужно другое – молитва и добрая память о них. Молитва и индивидуальная и церковная. Вы можете периодически заказывать сорокоуст о упокоении, или хотя бы разовое поминание на проскомидии, а также подавать записки на панихиду по усопшем. В общем-то замена памятника носит чисто житейский и хозяйственный характер. Так что просто узнайте на кладбище, как они утилизируют старые памятники и не переживайте из-за этого.

Не грех ли заранее себе заказывать памятник?

В православии есть традиция при жизни готовить себе гроб и крест. Так делали многие святые, и в этом нет ничего плохого. Это памятование о смерти, которое должно быть у каждого христианина, тем более престарелого.

Куда девать обветшавший деревянный крест и испорченные фотографии?

Чтобы не было поругания, можно сжечь или распилить на части и опять-таки сжечь. Старые деревянные кресты обычно принято сжигать где-нибудь на окраине кладбища, в удобном для этого месте. Можно отнести его в храм и попросить, чтобы его там сожгли. Испорченную фотографию также можно сжечь вместе с крестом.

Куда деть медальон со старого памятника?

Наверное, выбрасывать этот медальон было бы нехорошо, поэтому его можно забрать домой и хранить с семейными фотографиями.

Правда ли, что землю с одной могилы нельзя сыпать на другую?

В церкви нет таких правил, которые бы указывали на то, что нельзя брать землю с одной могилы на другую. Главное, молитесь за своих усопших, и сами чаще посещайте церковь, исповедуйтесь и причащайтесь.

Правда ли, что молодым людям нельзя приносить на кладбище живые цветы?

Относительно цветов – однозначно суеверие. Живые цветы на кладбище – символ вечной жизни умершего. А суеверия рождаются от незнания и нежелания изучать свою веру.

Правда ли, что с кладбища ничего брать нельзя?

Это типичное суеверие. Другое дело, что с практической точки зрения, в этом нет никакого смысла. Ведь умершим нужна наша молитва, а нам память о них.

Можно ли хранить фотографии родных, лежащих в гробу и фотографии надгробных памятников, умерших родственников у себя дома?

Тау-крест в христианстве

Посох Моисея на горе Нево. Иордания

Будучи последней, двадцать второй буквой еврейского алфавита, в Библейские времена буква «тау» («тав») стала означать конец света, а также служила знаком Каина. В иудейской традиции тау-крест наносился израильтянами на дверные косяки в ночь первой еврейской Пасхи в Египте, чтобы защитить свои дома от Ангела Смерти. И, поскольку тау входит в анх, являясь его нижней частью, эта идея, вероятно, была заимствована у египетского обычая отмечать косяки дверей знаком анх — защищающим жизнь символом удачи.

Согласно Ветхому Завету, Моисей воздвиг медного змея в пустыне на тау-кресте. Увековечивающая данное событие скульптура «Посох Моисея», находящаяся на горе Нево в Иордании, имеет форму символа тау, опоясанного змеем.

Тау-крест выступает и в качестве креста-распятия. Большинство исследователей полагает, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос, в связи с тем, что тау-крест применялся для пытки и умерщвления в южных и восточных частях Римской империи. На этом прямо указывает так называемое «» (начало II века), а позже Тертуллиан. Изображение распятия на языческой карикатуре, относящейся к III веку и найденной при раскопках Палатинского холма в Риме в 1857 году, имеет также форму буквы «Т».

Символ тау известен как крест святого Антония в Египте (начало IV века) и крест Франциска Ассизского (начало XIII века). Ныне это один из атрибутов францисканского ордена. Иероним Босх изображает Антониевский крест на своем алтарном триптихе «Искушение святого Антония».

Можно ли креститься иерусалимским крестом

Православная церковь не признает иудейский символ как инструмент крещения. Для совершения таинства она использует традиционные шести- или восьмиугольные формы.

Носить паломнический вариант не воспрещается, однако только в качестве украшения поверх одежды.

Совет автора

Священнослужители относятся к равностороннему знаку как к декоративному элементу. Чтобы совершить обряд крещения, необходимо приобрести православный крестик. При этом купить его можно в любом месте, а перед самим ритуалом отдать батюшке на освящение.


Символ ордена Гроба Господня


Наскальное изображение


Крест на флаге

Роль иерусалимского креста в христианстве можно назвать основополагающей, так как именно он стал символом веры и единства религии. Косвенно он даже повлиял на формирование православной ветви, однако ее представители не воспринимают иудейский символ, как свою святыню.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История иерусалимского креста

Широкую известность вифлеемский крест обрел во времена Крестового похода (начало XI века). Именно он был изображен на гербе герцога Лотарингии, Готфрида Бульонского, стоящего во главе крестоносцев. Однако история возникновения святыни берет свое начало задолго до этого, а именно со времен правления римского императора Константина I.

Перед решающей битвой у Мульвийского моста правителю Древнего Рима явилось знамение. Вместе со своими воинами он увидел на небе равносторонний крест с хризмой, а рядом сияла надпись: «С ним побеждай». Узрев в этом видении знак, Константин поместил изображение на боевые флаги, что вскоре привело его к победе над противником. Спустя несколько лет он обратил свой народ в христианство, а столицу перенес на Восток, в Константинополь (нынешний Стамбул).


Для Иерусалима равносторонний символ с четырьмя маленькими крестиками означает раны Христовы

Долгие века христиане почитали два вида крестов: шести- или восьмиугольный и иерусалимский. Традиционный образ знаменовал жертву Христа, принесенную во имя спасения человечества, а иудейский отождествлялся с победой над злом. Разным также было применение: с первым совершали церковные службы и таинства, а второй наносили на флаги, гербы или украшали храмы. Сегодня равностороннюю форму имеют протоиерейский и иерейский наперсные кресты.

Позже к традиционному изображению израильского креста стали дорисовывать дополнительные символы. Такие элементы придавали более глубокое значение реликвии, наделяя ее духовным смыслом. Так, на византийском флаге крестообразный рисунок дополняют четыре буквы «В», что означает: «Царь царей, царствующий над царями». Подобная иконография показывает Византию, как центр христианства, главой которого является Иисус Христос.

В начале XI столетия, когда церковь поделилась на католическую и православную, Вселенским собором была признана новая геральдика – центральный крест окружали четыре маленьких крестика. Это символизировало единство пяти патриархов, главным из которых был Константинопольский.

Равносторонний символ также присутствовал на знаменах русских войск с начала XVI века. Именно тогда он получил название «Иерусалимский». Еврейский крест воспринимался верующими, как символ обретения христианских святынь и не имел ничего общего с крестоносцами. Он же изображался на многих иконах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector