Здоровье и йога

В массовой культуре

Бог Ганеша иногда отождествляется с «Ом»

Брахма, Вишну, и Шива слитые в «Ом» (миниатюра на странице Махабхараты, 1795)

В произведении Николая Гумилева «Поэма начала. Книга первая. Дракон» описывается результат произнесения мантры «Ом».

Графическое изображение мантры «Ом» помещено на обложках многих музыкальных альбомов Джорджа Харрисона (The Concert for Bangladesh, Living in the Material World, Dark Horse, Extra Texture, Thirty Three & 1/3, Somewhere in England, Gone Troppo, Brainwashed).

Мантра «Ом» звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» (1969) — «Jai Guru Deva Om», а также в песне Мадонны «Shanti/Ashtangi» из альбома «Ray of Light» и японском бонус-треке альбома «Music» — «Cyber-Raga». Ещё мантра «» — финал концептуального альбома In Search of the Lost Chord (1968) британской группы The Moody Blues. Также её можно услышать в некоторых песнях группы «Пикник», а графическое изображение мантры «Ом» было использовано в видеоряде для тура «Железные Мантры» и для оформления юбилейного DVD «30 световых лет». К теме «Ом» обращается Дэва Премал. Мантра «Ом» звучит в саундтреке одной из песен фильма «Матрица», а именно Juno Reactor — Navras. Концовка песни Максима Леонидова «Колыбельная» (альбом «Основы фэн-шуя», 2006) полностью состоит из многократно повторяющейся мантры «Гаятри-мантра», которая, в свою очередь, начинается мантрой «Ом».

смысл, история, фото и эскизы

Из материала вы узнаете значение тату ОМ, познакомитесь со смыслом и историей этого рисунка. Если вы решите сделать себе тату ОМ, то в нашем каталоге с фото тату есть 2 раздела для вас:

  • Фото тату ОМ
  • Эскизы для татуировки ОМ

Какое значение тату ОМ, смысл и история?

Приняв в один прекрасный момент судьбоносное решение нанести на своё тело татуировку ом, значение которой весьма всеобъемлюще и многогранно, стоит ознакомиться с общими тезисами буддизма. Это поможет вам более полно осознать её влияние, настроиться на нужную волну и усилить положительную вибрацию.

Графический символ ОМ

Начнём с самого символа (рисунка). Он состоит из нескольких кривых, полукруга и точки. Внешне это чем-то смахивает на большую букву З с прилепленным сзади хвостиком, и глазиком сверху. Но у каждой линии, чёрточки и точечки имеется своё сакральное значение.

  • Первая кривая (нижняя половинка З) символизирует состояние бодрствования человека, когда сознание, все мысли и чувства направлены на внешний, окружающий его мир.
  • Вторая кривая (верхняя половинка З) обозначает состояние полного покоя, глубокого (или медленного) сна, когда сознание никак себя не проявляет.
  • Третья кривая (хвостик З) – это состояние быстрого сна, некое межграничье, когда человек способен видеть сновидения. Сознание в это время направлено вовнутрь.
  • Точка, венчающая весь знак – высшее состояние сознания. Состояние полного покоя, отсутствие движения и желаний, потеря иллюзий и отождествлений, прекращение существования «самости» – достижение просветления.
  • Полукруг, отделяющий нашу «З» от верхней точки обозначает майю – окружающий нас мир, который мы принимаем за настоящую реальность – ту самую иллюзию, которую мы создаём и проживаем.

Мантра ОМ и её значение

Для европейского человека понятие «мантра» до сиих пор не является чем-то привычным и знакомым. Если перевести это слово на понятный нам язык, получится что-то вроде «заклинание» или «священный текст». Ом – высшая священная мантра, открывающая и завершающая любую молитву в индуизме и буддизме. В произношении она включает в себя 3 звука: А – У – М.

Как и в случае с графическим изображением, каждому звуку также приписывается своё значение. Соответственно это: создание – сохранение – разрушение. Подобно тому, как один звук делится при рассмотрении на три отдельных, так и высшее восточное божество Брахман включает в себя Брахму, Вишну и Шиву. Первый отвечает за создание всего явного мира, второй – за его сохранение, третий – бог-разрушитель.

На самом деле каждый из трёх высших божеств несёт в себе сущность и двух других. Это триединое божество, чем-то сродни для европейского понимания с христианской троицей Отец – Сын – Святой Дух, хотя концепция достаточно сильно разнится.

В христианстве мир, в котором мы живём является настоящей реальностью, а после смерти получаем наказание или вознаграждение – попадаем в ад или в рай. В индуизме – нас окружает майя – иллюзия, которая мешает духу вознестись и переродиться. Шива в этом случае выступает уже не как разрушитель, но как бог возрождения.

Татуировка ОМ, значение которой так глубоко священно для каждого адепта восточной религии, требует правильного к себе отношения. Не стоит наносить её на любую часть тела ниже пояса – это всё же центральный символ индуизма. Кроме того, правильное его расположение может стать залогом благоприятного воздействия рисунка. Идеальным местом считается грудь и область солнечного сплетения. Реже – спина и плечи.

Смотреть видео с тату ОМ:

Вы можете посмотреть:

Сакральный звук AUM

В качестве священных звуков, произношение трехсложного AUM также открыто для богатого логического анализа.

Первый звук расценивается как основной, вне зависимости от культурных контекстов. Он воспроизводится в задней части открытого рта и, как говорят, включается и будет включаться в каждый иной звук, создаваемый человеческими голосовыми органами. И действительно, буква «А» является первой в санскритском алфавите.

От открытия рта в «А» движемся к закрытию в «М». Между ними — «U», сформированный как открытый, но при этом уже словно бы и прикрываемый губами. И здесь, как и при интерпретации трех кривых, три слога, составляющие «AUM», можно представить в той же самой метафорической дешифровке. Состояние сознания во время сновидений, символизируемое звуком «U», находится между открытым, бодрствующим состоянием «A» и закрытым, состоянием глубокого сна «M». И действительно, сновидения — это вариация сознания бодрствования имеющего при этом форму, аналогичную сонному состоянию бездействия.

«AUM», таким образом, охватывает в своих пределах целую гамму, начиная со звука исходящего от задней части рта («A»), проходящего через него («U»), и наконец достигающего губ («M»). Теперь эти звуки могут быть классифицированы в зависимости от области рта, где они были произнесены. Два конца, между которыми колеблются звуки — от задней части рта к губам, — оба охватываются в простом действии произнесения «AUM».

В последней части гаммы «AUM» («M»), известной как ma или makar, губы плотно сближаются. Это походит на блокировку двери к внешнему миру, вместо которого происходит достижение наших внутренних глубин в поисках окончательной Истины.

Но кроме тройной природы, «OM», поскольку он является священным звуком, имеет невидимую четвертую часть, которую нельзя заметить нашими ограниченными органами чувств, так как она не относится к материальным. Это четвертое состояние — непроизносимая, беззвучная тишина, следующая за произнесением «OM». Это успокоение всех разнообразных проявлений, то есть достижение мирного, блаженного и недвойственного состояния сознания, символизируемого точкой в традиционном искусстве изображения «AUM».

Индуизм

Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме. Его произносят в начале священных текстов, мантр и медитации в индуистской традиции. Он символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа. Звук «Ом» обсуждается в ряде Упанишад, являющихся текстами, содержащими философские рассуждения, и проясняется в Мандукья-упанишада

В Пуранах звук «Ом» также определяется, как священный.

Помимо олицетворения индуистской божественной триады, он, сам по себе, является наивысшей мантрой, символизируя собой Брахман (высшую реальность) и Вселенную как таковую. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение — категории космогонии Вед и индуизма.

Считается также, что три звука символизируют три уровня существования — небеса, воздушное пространство и землю Они также символизируют три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие.

В упанишадах

В Чхандогья-упанишаде — в слоге Ом, удгитхе, сливаются образующие пару речь и дыхание, которые соотносятся с Ригведой и Самаведой. Также этот слог означает согласие. Проникнув в него, «боги стали бессмертными и бесстрашными».

В Мандукья-упанишаде — «прошедшее, настоящее, будущее — все это и есть звук Ом (Аум)», который также является Атманом, звук «а» — состояние бодрствования, вайшванара, звук «у» — состояние сна, тайджаса, звук «м» — состояние глубокого сна, праджня.

В Майтри-упанишаде и Прашна-упанишаде говорится, что слог Аум — и высший, и низший Брахман.

В вайшнавской Васудева-упанишаде содержится утверждение: «пранава только кажется разделенной на части (А, У и М), оставаясь всегда единой. Владыка Аум/Ом вознесёт вас наверх, в свою Обитель». В Тарасара-упанишаде группы «вайшнава» из буквы «а» явился Брахма по имени Джамбаван, из буквы «у» явился Упендра по имени Хари, из буквы «м» явился Шива, известный как Хануман.

В Туриятита-авадхута-упанишаде, которую относят к группе «санньяса»: «мудрец, пребывающий в состоянии Туриятита, достигая состояния Авадхута-санньясина и полностью поглощенный недвойственным Атманом/Брахманом, оставляет своё тело, становясь единым с Аум (Пранавой)».

В Дхьянабинду-упанишаде группы «йога» сказано, что желающие освобождения, созерцают недробимое благо, произнося звук «Ом», а в букве «а» — являются и растворяются земля, огонь, Ригведа, бху и Брахма, в букве «у» — атмосфера, ветер, Яджурведа, бхувас, Вишну-Джанардана, в букве «м» — небеса, солнце, Самаведа, свар, Махешвара. Также звук «а» соответствует жёлтому цвету и гуне раджас, звук «у» — белому и саттве, звук «м» — темному и тамасу. В Брахмавидья-упанишаде той же группы сообщается, что «а» подобно солнечному сиянию, «у» — блеску луны, «м»- вспышке молнии.

В Брихадараньяка-упанишаде — изначальное пространство, Брахман, источник знания.

Вишнуизм

В вишнуизме три составляющие звука «Ом» обозначают самого Вишну, его жену Шри и почитателя. В гаудия-вайшнавизме составляющие звука «Ом» указывают: А — на Кришну, У — на его энергию, М — на все живые существа.

В йоге

Мантра «Ом» используется в различных йогических практиках (пранаяма, наданусадхана, двадашанта, дхарана). Собственно практика произношения мантры условно разбивается на три временных отрезка, каждый из трех составляющих слог Аум звуков последовательно создается в определённой части тела. Звук «А» создается в области живота, затем он поднимается выше, переходя в звук «У» в области груди, и далее, в области головы произносится звук «М», который постепенно растворяется в области макушки.
Значение мантры «Ом» описывается в классических текстах по йоге (например, Вивека-мартанда, Горакша-йога).

Значение звука ОМ

Большая нижняя кривая 1 символизирует бодрствующее состояние (джаграт), в котором сознание направлено вовне — через ворота чувств. Больший размер показывает, что это самое обычное состояние человеческого сознания.

Верхняя кривая 2 обозначает состояние глубокого сна (сушупти), или несознающего состояния, когда спящий человек не желает ничего и не видит каких-либо снов.

Средняя кривая 3 обозначает состояние между глубоким сном и бодрствованием, и отражает состояние сновидений (свапна), когда сознание индивидуума направлено вовнутрь, и в снах он созерцает свои представления о мире, существующем лишь за веками его закрытых глаз.

Вот три состояния сознания индивидуума. А так как индийская мистическая мысль верит, что вся проявленная действительность возникает из сознания, эти три кривые представляют полный физический феномен.

Точка показывает четвертое состояние сознания, известного на санскрите как «тирья». В таком состоянии сознание не направлено ни за пределы тела, ни внутрь себя, ни в обоих этих направлениях вместе. Достигшее этой точки сознание находится в состоянии отдохновения от всего раздробленного, относительного существования. Это совершенно тихое, мирное и блаженное состояние является окончательной целью всей духовной деятельности. Такое абсолютное состояние как бы освещает все три остальные.

Наконец, полукруг символизирует «майю» и отделяет точку от других трех кривых. Таким образом, иллюзия, майя, отвращает нас от реализации самого высокого состояния блаженства. Полукруг открыт кверху и не касается точки. Это означает, что майя не касается самого высокого состояния. Иллюзия затрагивает лишь проявленный мир. В этом и состоит эффект препятствования ищущему в достижении его окончательной цели — реализации ТОГО, то есть уникального, неочевидного, абсолютного принципа. В таком контексте, форма символа OM представляет и неочевидность и проявленность; и ноумен и феномен.

Пассивная практика

Мантра Ом подходит не только для самостоятельного активного пения, но и для пассивного восприятия. С нее можно начинать и ею же можно заканчивать медитативные практики. Достаточно выбрать наиболее гармоничную аудиозапись с пением, опираясь на собственные ощущения и отклик тела на вибрации, и регулярно ее прослушивать.

Не обязательно выбирать только одно исполнение. Для утренней, дневной и вечерней медитации можно использовать разные варианты. Кроме того, предпочтения и ощущения слушателя могут измениться по мере наработки опыта медитаций.

Лучшим временем суток практики ом-медитации является рассвет, перед самым восходом Солнца. Для того чтобы быстро отойти от сна вам может потребоваться сделать несколько асан. Для практики лучше всего использовать йоговские позы Сиддхасана или Падмасана, но это не обязательно.

Перед прослушиванием помещение нужно заранее подготовить: навести порядок, убрать отвлекающие внимание предметы, создать атмосферу расслабления. Для очищения можно использовать благовония

Следует позаботиться о том, чтобы никто не помешал медитации. Если практики осуществляются дома, близких людей лучше попросить не заходить в комнату и не создавать излишнего шума.

Для прослушивания следует занять удобную позу (например, облегченный вариант позы «Лотос»). Сделав 3 полных и неторопливых вдоха и выдоха, можно включать запись.

Когда и как правильно читать?

Для того чтобы чтение мантр, обращённых к планетам, принесло ожидаемые результаты, необходимо заниматься практикой в правильные дни. Днём Меркурия является четверг. При этом нужно понимать, что планеты сменяют друг друга не с наступлением полуночи, а в соответствии с космическими циклами. Таким образом, новый день наступает сразу же после заката солнца и продолжается ровно до захода дневного светила на другой день. Соответственно, день, посвящённый поклонению божественному Юпитеру, начинается в среду сразу после того, как солнце уйдет за горизонт, а заканчивается в четверг примерно в это же время.

Эффективность любой йогопрактики во многом зависит от того, насколько правильно она проводится. Число планеты — это 19, это означает, что и количество повторений мантры должно быть кратным 19. Чаще всего выполняют 190 кругов по 108 повторений. Конечно, пропеть такое количество сакральных текстов за один день физически невозможно, поэтому существует несколько способов выполнения медитаций. Начать обращение к божеству можно в четверг и продолжать его каждый день. А можно повторять мантры только по четвергам до того момента, пока не будет выполнено 190 кругов по 180 поворотов.

Широкое распространение получила практика, по которой исполнении священного текста продолжается ровно 45 дней. В каждый из дней совершается по четыре круга повторов. Таким образом, ежедневно молитва повторяется 432 раза. При прочтении голос должен вибрировать, поскольку вибрации многократно усиливают обращение к энергетическому пространству вокруг человека.

Усилить чудодейственное действие энергии, создаваемой при прочтении мантры, позволяет правильная визуализация. Если обращение к Юпитеру производится с целью исцелить свою физическую оболочку, то во время пения мантры практик должен представлять, как поток энергии выходит из космоса и растворяет все недуги. При исполнении молитвы для коррекции душевных и психологических недостатков нужно попробовать представить себе, как на месте неидеальной личности рождается человек, обладающий всеми необходимыми качествами. Совет: Начинающим йогинам для начала лучше всего послушать аудиозапись мантры. Это позволит расставить правильные ударения и войти в необходимый ритм.

Первое время священный текст нужно читать в полном уединении. В дальнейшем можно использовать любую свободную минуту, например, во время похода на работу или поездки. Присутствие вокруг людей не оказывает никакого неблагоприятного эффекта на конечный результат. Максимально сконцентрироваться на необходимом энергетическом посыле позволяет поза лотоса. Такой подход обеспечивает быстрее освобождение от всех существующих проблем и позволяет получить от Вселенной ответ на любой вопрос.

Практика

Люди, которые задумываются о практике мантры Ом, задаются вопросом о том, как это правильно делать. Причем данный вопрос может интересовать не только новичков, но и опытных йогов. Рассмотрим основные правила практики.

Перед тем как начать непосредственную практику, необходимо настроиться на соответствующий лад. Для этого нужно остаться наедине с собой и постараться максимально сконцентрироваться на собственных чувствах и ощущениях

В этот момент важно избавиться от мирских забот и волнений.
После того как ваш разум очищен, вам нужно найти максимально удобную и комфортную для вас позу. Обычно это поза сидя.
Далее нужно максимально расслабить свое тело, перестать думать, прогнать все посторонние мысли, присутствующие в вашей голове.
Следующий шаг направлен на то, чтобы вы сумели максимально сосредоточиться на своем внутреннем «я»

Для этого нужно закрыть глаза и постараться почувствовать себя частью чего-то большего, частью Вселенной.
На этом этапе уже можно приступать к напеванию или прочтению звуков. При этом рекомендуется произносить их с максимально возможным идентичным интервалом. Кроме того, звуки в обязательном порядке нужно произносить на одном дыхании.
В процессе важно сохранять ощущение того, что вы находитесь в необъемлемом галактическом пространстве, вокруг вас находятся звезды. Вы должны чувствовать, будто находитесь в пустоте, а вибрации произносимого вами звука наполняют всю Вселенную.
Для того чтобы упорядочить практику, в руках можно держать четки, перебирая их, и тем самым ведя счет количества произнесенных слогов. Помните о том, что один круг мантры составляет 108 раз.
После того как практика окончена, вы можете медленно открыть глаза и вернуться в настоящий мир.

Кроме того, следует иметь в виду, что практику следует осуществлять только в хорошо проветриваемом помещении с большим количеством свежего воздуха. При желании вы можете развеять благовония, зажечь свечи или ароматические палочки. Перед тем как начать произносить слова, нужно выпить воды и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.

Произнося звуки, вы должны чувствовать вибрацию в своем теле: в голове, грудной клетке, солнечном сплетении, животе и т. д. При этом подобные ощущения появятся не с первой практики.

На сегодняшний день выделяют несколько видов практики Ом. Рассмотрим их подробнее.

Активная

Говоря об активной практике, необходимо иметь в виду, что она подразумевает многократное произнесение звука. Однако прежде чем приступать к осуществлению активной практики, следует произвести предварительную подготовку, а именно – настроиться на подходящий лад, принять комфортную для сидения позу, несколько раз вдохнуть и выдохнуть таким образом, чтобы уравновесить дыхание.

Что касается чтения и непосредственного произнесения звуков Ом, то это нужно делать в рамках одного слога плавно и протяжно

При этом также достаточно важно следить за своим дыханием – оно должно быть спокойным и глубоким. Обычно при чтении Ом громкость голоса варьируют, то повышая, то понижая его

Произношение одного слога должно длиться на протяжении 10-30 секунд. При этом также рекомендуется первые несколько минут произносить мантру про себя.

Пассивная

Помимо активного существует и пассивный способ практики мантры Ом. В этом отношении имеется в виду не активное пение, а пассивное восприятие звука. В этом случае с данного звука можно начинать и заканчивать вашу медитацию.

Если вы отдаете предпочтение пассивному восприятию звуку Ом, то в зависимости от вашего настроения и предпочтения вы можете выбирать различные виды исполнения звука. Пассивная практика должна проходить на рассвете, перед тем как взойдет солнце.

Также следует иметь в виду, что помещение, в котором вы будете осуществлять практику, должно быть заранее подготовленным. В нем должен быть полный порядок, не должны присутствовать какие-либо отвлекающие элементы, да и в целом сама атмосфера должна быть спокойной и расслабляющей. Для прослушивания Ом нужно принять максимально удобную позу, например, хорошо подойдет поза «Облегченный лотос». Вы должны сфокусироваться на чакре Аджне, которая расположена на лбу между бровями.

Описание практики

ОМ можно использовать в двух вариантах: пассивном и активном.

Пассивная практика

Первый метод предполагает прослушивание аудиозаписей. В интернете представлено много вариантов исполнения. В частности, есть пение буддийских монахов, которые следуют древней традиции. Прослушайте несколько записей и выберите ту, что вам по душе. Не ограничивайте себя единственным вариантом, поскольку утренняя, дневная и вечерняя медитации требуют разного настроения.

Главное – выбрать уединенное спокойное место, где вас никто не будет отвлекать.

Эффективность практики во многом зависит от положения тела, при котором потоки энергии не будут встречать препятствий. Новичку подойдет упрощенный «Лотос». Сядьте на коврик, скрестите перед собой ноги, раскинув колени в стороны. Кисти разверните кверху и расположите их на коленях. Предельно расслабьтесь, но спину держите ровно.
Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, включите запись и закройте глаза

Внимание сосредоточьте на месте между бровями, где находится Аджна-чакра, или «третий глаз».
Отключите все мысли и просто вслушивайтесь в исполнение мантры ОМ. Вы должны воспринимать ее не только ушами, но и всем телом

При верном настрое каждая клеточка начнет откликаться на эту древнюю вибрацию.

Просто включите и слушайте мантру ОМ:

Активный метод: использование АУМ

Активный вариант практики предполагает пение мантры или протяжное произношение. Требования к обстановке и положению тела те же, что при прослушивании. В освоении не спешите, идите от простого к сложному:

мантра состоит из трех звуков. Они плавно перетекают из одного в другой. Сперва звучит нечто вроде «Аааооо». Затем идет протяжное «Оооууу». Завершает слог вибрирующий «Мммммм». Он произносится при сомкнутых губах, словно через нос. Похожую вибрацию издает большой колокол при ударе

Все внимание направлено на зону «третьего глаза»;
начинайте медитацию, произнося слог АУМ шепотом. Сделайте три или девять повторений

После этого можно приступать к исполнению в полный голос;
перед пением сделайте глубокий спокойный вдох, прикройте глаза. Мантра произносится на выдохе и тянется как можно дольше – в идеале 30 секунд и более. Не старайтесь петь ОМ слишком громко. Главное, чтобы вибрация ощущалась телом;
сделайте вдох, при этом мысленно проговаривайте слог АУМ, старайтесь услышать этот внутренний звук;
на выдохе снова пойте мантру вслух.

Активный метод для продвинутых

Через две недели вы можете дополнить практику следующим элементом:

  • постепенно снижайте громкость пения, но при этом голос не должен быть сдавленным;
  • представьте, что от мантры ОМ вибрирует не только ваше тело, но и все пространство вокруг. Можете даже вообразить большой колокол, от которого идут вибрации;
  • на последнем этапе вы поете молча. Медитация становится беззвучной. АУМ идет из самых глубин вашего существа, а вибрации распространяются на всю Вселенную. Это довольно сложная часть практики, поэтому можете от нее отказаться. Зато если удачно справитесь с этим этапом, вы будете сполна вознаграждены необычным мистическим состоянием.

Во время медитации вы почувствуете, как звуком наполнена вся Вселенная

На первых порах уделяйте медитации не больше 10 минут, чтобы избежать перегрузок. Затем практику можно довести до 30–60 минут.

В этом видео Андрей Верба рассказывает о тонкостях мантры ОМ:

Глубина трактовок мантры

Слоги имеют и другие трактовки, раскрывающие их практический смысл.

Ом помогает человеку искупить самый тяжкий грех – гордыню, а также преодолеть завышенное самомнение. Ма – духовное лекарство от ревности и зависти. Ни — избавляет от тяжелых привязанностей и эгоизма, Пад – от низкого уровня образованности, Ме – от неизлечимой скупости и алчности.

В свою очередь, последний слог удерживает от чрезмерной злости и ненависти, помогая трансформировать их в светлые чувства.

По другой версии, медитативное произношение мантры дарует процветание, деньги и изобилие. Здесь Ом трактуется как Брахма, находящийся за границами проявленного мира. Мани означает кристалл или любой драгоценный камень, Падме – цветущий лотос, Хум – человеческое сердце. В итоге мантру переводят как слоган: «Вселенная одаривает богатствами тех, кто способен принять ее с открытым сердцем».

Особенности и значение

История мантрического текста «Ом Мани Падме Хум» связана с древней буддийской легендой. Согласно преданию, на свете когда-то жил великий правитель. К сожалению, он не имел детей, поэтому каждый день мужчина молился светилу и просил послать ему сына. Чтобы умилостивить небожителей, он каждый день приносил Шиве цветы лотоса, лично собирал их на озере. Однажды свершилось чудо — на водной поверхности появился огромный цветок и из него вышел молодой человек необычайной красоты. От юноши исходило сияние, и это сказало правителю о его божественном происхождении.

Мужчина забрал молодого человека к себе в дом и стал воспитывать как родного сына. Ребенок оказался очень чувствительным, от страданий живых существ он испытывал огромную боль — именно поэтому ему дали имя Авалокитешвара, что в буквальном переводе значит «взгляд, исполненный милосердия». Юноша молил богов, чтобы те избавили людей от тягот и страданий. В ответ небожители повелели ему беспрестанно повторять молитву «Ом Мани Падме Хум» обо всех живущих, они потребовали отказаться от нирваны и освещать своей любовью весь мир.

Авалокитешвара согласился на это условие. Долгие годы он творил добрые дела или направлял заблудших людей по их истинному пути. К сожалению, зла в мире не становилось меньше, и тогда юноша впал в отчаяние, задумавшись о необходимости спасать самого себя. Впервые в жизни он отказался выполнить обещание, и в тот же миг голова его раскололась на множество мелких осколков. Эти мелкие части собрал Амита Будда и слепил юношу заново, превратив в существо с сотней рук и десятью головами, а чтобы головы не упали, поверх он водрузил свою собственную. Очнувшись, Авалокитешвара произнес свою мантру и таким образом освободил все живое.

Это легенда о сострадательном юноше. Его милосердие было столь велико, что даже став полностью освобожденным, он остался в сансаре, чтобы помочь всем живущим существам на Земле до того момента, пока они не найдут свой путь и не получат высвобождения от оков плохой кармы.

Он был чист и невинен, потому его всегда изображают в белых красках. Первая пара рук юноши сложена в молящем жесте — тем самым фигура словно символизирует воззвание, адресованное высшим силам с намерением избавить людей от боли и страданий. В двух других руках он держит цветок лотоса, который в Ведах олицетворяет чистоту и разум, а также четки из хрусталя, символизирующие пожелание благ и достатка.

Слова шестислоговой мантры точно соотносятся с этой легендой:

  • ОМ – символизирует искренность разума и чистоту слов Будды;
  • жемчужина МАНИ — сообщает Высшим силам о стремлении живущих на Земле к избавлению сознания от оков;
  • лотос ПАДМЕ — символизирует душевную чистоту и абсолютную мудрость;
  • звук ХУМ — означает полное единение знания и практики.

Сакральный ведический текст был составлен на священном для всех буддийцев языке – санскрите, он предполагает несколько версий толкования слов. Именно поэтому «Ом Мани Падме Хум» в дословном смысле точному переводу не подлежит. Буквально мантру можно перевести следующим образом «О жемчужина в самом центре лотоса».

В соответствии с тибетскими представлениями, существует 6 основных миров, где душа человека мечется, исходя из своего ментального предназначения. Согласно учению, чтение мантры многократно уменьшает время пребывания души в кругах рождений и смерти. Авалокитешвара помогает людям освободить душу от любых негативных наклонностей. Неслучайно звуки сакрального текста несут в себе мощное воздействие на пребывание практика в каждом из миров.

ОМ – отвечает за мир полубогов. Главные негативные мысли и действия здесь связаны с чрезмерной гордостью и тщеславием. Чтение мантры преобразует их и таким способом закрывает перерождение в кругу полубогов.

МА – принадлежит к миру титанов и других местных жителей Пантеона. Главная отрицательная эмоция представлена конкуренцией и постоянным соперничеством. Прочтение слога «МА» меняет их, освобождает от перерождения среди гневных существ.

НИ – символизирует мир людей. Здесь правят чрезмерные привязанности и ложные иллюзии. Произнося вслух «НИ», карма очищается и закрывается дальнейшее перерождение в людском мире.

ПЕ (ПАЙ) – принадлежит животному кругу, основным проявлением которого стало невежество. Чтение звука защищает от перерождения в таком пространстве.

МЕ – принадлежит к кругу изголодавшихся духов, которыми всегда двигали алчность и жадность. Исполнение звуков «МЕ» освобождает человека от перерождения в их кругу.

ХУМ – точно соответствуют аду, где доминируют жестокость и ненависть. Звук «ХУМ» очищает человека от этой негативной энергии.

Сила сакрального слога

Шестислоговая мантра позитивно влияет как на физический, так и ментальный уровень человека. В первом случае она успокаивает нервную систему, помогая избавиться от депрессии и других заболеваний. Во втором – способствует очищению от негативных мыслей и греховных побуждений. Она признана универсальной, поскольку способна приводить в гармонию энергию Вселенной и человека, побуждая открыть в себе духовное начало и достичь внутреннего умиротворения.

С ее помощью можно усилить также энергию внешнего пространства. Если текст будет прочитана в водоеме, то очистятся все находящиеся вблизи живые существа. Медитация на открытом воздухе наполнит ветер священным свойством, и он окажет благоприятное воздействие на всех насекомых, захваченных его стремительными порывами.

Постоянное повторение мантры приносит человеку не только глубинные изменения, но и надежду унаследовать четыре важных в буддийской практике блага:

  • Возможность переродиться в более чистой земле;
  • Получить посмертный дар видеть Будду и неземной свет на Небесах;
  • Гарантирует покровительство Высших Сил и получение судьбоносных подарков;
  • Появляется шанс стать по-настоящему просветленным человеком, святость которого будет распространяться на весь род в семи поколениях, друзей и близких.

Известны и более приземленные результаты духовных практик. Мантра может очистить неблагоприятную карму, раскрыть имеющиеся таланты, пробудить в душе человека чувство сострадания, отвести грозящую опасность, защитить воина на поле боя.

Литература

  •  (недоступная ссылка)
  • Лепехов С. Ю., Донец А. М., Нестеркин С. П. Герменевтика буддизма / отв. ред. Б. В. Базаров. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. — С. 149. — 264 с. — ISBN 5-7925-0175-0.
  • Горакша-йога. Часть 1 // Классические тексты натха-сампрадайи: Горакша-вачана-санграха; Горакша-упанишада; Йога-биджа; Горакша-йога / пер. с санскрита Шрипада Йоги Матсьендранатха Махараджа. — К.: Ника-центр, 2007. — С. 59—70. — ISBN 978-966-521-440-3.
  • Вивека-мартанда // Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / пер. с санскрита и коммент. Гуру Шри Йоги Матсьендранатха Махараджа. — М.: Международный натха-йога центр, 2009. — С. 64—82. — 278 с. — ISBN 978-5-91680-005-0.
  • Павловский А. И. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблафический словарь: в 3 т / под ред. Н. Н. Скатова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Т. 1. А–Ж. — С. 587—591. — 733 с. — ISBN 5-94848-245-6.
  • Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • A Popular Dictionary of Hinduism. — Surrey: Curzon Press, 1997. — 123 p. — ISBN 0-7007-1049-3.
  • Zimmer, Heinrich. Philosophie und Religion Indiens. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1973. — P. 333–339. — ISBN 3-518-07626-4.
  • Yogi Matsyendranāth. Chapter 2. Metaphysics and Practice of Dvādaśānta // Dvādaśānta. — Мoscow: International Natha Yoga Center, 2015. — ISBN 9781311485014.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector