Херувимская песнь и великий вход

Серафимы: кто они?

Само слово «серафим» означает «огненный, пламенный». В древнееврейском наречии его также употребляли для обозначения молнии.

Согласно учению Церкви, эти ангельские существа наиболее приближены к Творцу, а потому в полной мере ощущают все его милосердие и безграничную, безмерную любовь ко всем людям, апогеем которой стал приход Сына Божьего в наш мир, чтобы быть распятым за грехи всего человечества.

Серафимы приближены к Богу и воспевают его всеобъемлющую любовь

От ощущения этой любви серафимы непрестанно возносят хвалу Господу, поют у Его престола. Это является их основной миссией.

Считается также, что именно серафимы очищают людей от скверны и вдохновляют проповедников: когда пророк Исайя увидел Господа во всей его славе, то возопил, что недостоин ни взывать к Нему, ни проповедовать о Нем. Тогда именно серафим поднес к устам Исайи пылающих уголек со словами «Се отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит».

А Ветхий Завет описывает несколько случаев, когда серафимы были посланы Богом к людям, чтобы покарать за непослушание Господу.

Образ серафима часто использовался в литературе (А. Пушкин «Пророк»), музыке (Б. Гребенщиков «Бурлак»), живописи (В. Васнецов «Серафимы»).

Работа «Серафимы» Виктора Васнецова – одно из самых известных изображений ангелов в русской живописи

В искусстве и литературе

В литературе

  • В «Демоне» Лермонтова: «Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим» (Демон — бывший, «падший» херувим)
  • В веб-комиксе Эндрю Хасси «Хоумстак» (Homestuck — от англ. застрявший дома) также присутствуют херувимы, существа инопланетного происхождения, совсем не похожие на каких-либо существ из религии или компьютерных игр. Херувимы в представлении Эндрю Хасси — разумная форма жизни, напоминающая смесь человека и ящера: полный набор конечностей, выступающие скулы, далеко выступающие клыки, зелёная кожа (чешуя?); антропоморфное существо также имеет цветные спиральки на щеках, по цвету соответствующие одному из двух возможных цветов крови: лаймовому (миролюбие) или красному (агрессия).

В изобразительном искусстве

Описание серафимов в Книге пророка Исаии очень конкретно, поэтому их часто и легко изображают, как, например, в купольной росписи церкви Преображения в Великом Новгороде, подписанной Феофаном Греком в 1378 году. Однако, туманные мистические свидетельства о Херувимах пророка Иезекииля ставили художников в трудное положение. В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувима с четырьмя ликами и со всеми возможными подробностями. Такое изображение Херувима называют тетраморф («четырёхликий»). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия — Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Но постепенно различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов стёрлись. Их общие черты — наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола — оказались для иконописцев важнее различий. Так возникло «соединённое» изображение высшего небесного существа с шестью или четырьмя крыльями, на которых часто рисовались глаза, с руками и ногами; голова этого небесного существа (окружённая нимбом или без нимба) либо выступала над крыльями, либо была спрятана в середине крыльев, и видимым оставался только лик; под ногами их иногда рисовали колеса. Одновременно возникло ещё более простое и обобщённое изображение — без рук и ног, с четырьмя или шестью крыльями и человеческим лицом. Эти изображения сопровождают надписи «Херувим» или «Серафим», которые нередко пишутся под совершенно одинаковыми по внешнему виду образами. Данные наименования в большинстве случаев обозначают не конкретного Серафима из видения пророка Исаии и не Херувима из видения пророка Иезекииля, но лишь обобщённый образ высших Небесных Сил, окружающих Божественный Престол.

Этимология и интерпретация имениПравить

Древнееврейское слово «сараф» (ивр. ‏‏‎‎‎שָׂרָף, śārāf, множественное число — שְׂרָפִים, śərāfîm) имеет несколько значений: пылающий, огненный; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон.

Эти значения используются в следующих местах Священного писания:

  • «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ»  (Чис. )
  • «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя»  (Чис. )
  • «не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон»  (Ис. )
  • «аспиды и летучие змеи»  (Ис. )

2 истории из жизни о том, как ангел спас жизнь человеку

Эту историю мой дядя Виктор любил рассказывать за праздничным столом на Пасху.

Будучи юношей, он отправился ночью в аэропорт встречать своего армейского друга.

«Выезжал я ночью, так как самолет должен был прилететь в четыре утра

Ехал один, дорога мокрая, поэтому вел машину осторожно, медленно, до рези в глазах всматриваясь в дорогу. И мне казалось, что все в порядке – трасса «стелется» под колесами, фонари мелькают…

Помню, как на какую-то долю секунды стало абсолютно темно, а потом я почувствовал легкое прикосновение к плечу. Обернулся и увидел красивого молодого парня в белоснежной одежде. Второй рукой он указывал на дорогу. Как я понял, я начался «отключатся», засыпать за рулем. И это прикосновение, скорее всего, спасло мне жизнь.

Ну и как после этого не верить в ангелов-хранителей?» — резонно спрашивает дядя.

А моя чудесная прабабушка Дарья за неделю до своей смерти как-то разговорилась и вот что рассказала:

«Когда была молодая, как ты сейчас, то всегда куда-то спешила, все в бегах, в заботах. Если в церковь и заходила лоб перекрестить, то максимум на полчаса.

А вот когда овдовела, состарилась, то Господь дал больше разума – начала регулярно в храм ходить. И вот, не поверишь, но дым от свечей поднимается, а мне он все ангельские силуэты напоминает, возвращаюсь с Литургии домой – и так у меня на душе хорошо, спокойно, будто не сама топаю, а веду беседу с душевным человеком». — поделилась старушка.

У меня же часто «сами собой» организовывались встречи с нужными людьми, приходили интересные предложения по работе и везло с транспортом. Да что там говорить: даже своего будущего мужа, одноклассника, с которым я не виделась долгих 15 лет, я случайно встретила, свернув на улицу, которой никогда раньше не возвращалась с работы.

Возможно, и вы, задумавшись, вспомните ситуации из своей жизни, когда ангелы, пусть и незримо, но уверенно направляли вас в нужное русло.

Таким образом, серафимы и херувимы – лишь небольшая, но очень важная часть ангельской братии – тех, кто прославляет Творца, постигает его и исполняет его волю, а также оберегают людей.

Посланники бога – Херувимы

Библия сегодня остается одной из самых часто читаемых и цитируемых книг, в которой миллионы людей находят утешение и ответы на свои вопросы.

Тем не менее, данное священное писание имеет и некоторые загадки, которые пытливые умы пытаются разгадать. К примеру, многие слышали о Херувимах, но об их реальной роли в жизни человека или процессах сотворения мира знают единицы.

В то же время упоминания о херувимах есть уже на первых страницах Библии. Из повествования можно выделить, что господь отправил первых людей скитаться по земле, когда те не выполнили его наставлений в Эдемском саду.

Чтобы подтвердить свое наказание, бог поставил перед входом в сад именно Херувима, который был вооружен пламенеющим мечом.

При детальном изучении священных для многих народов текстов можно заметить, что Херувимы появляются при описании правления библейского царя Давида, победителя Голиафа.

О этих представителях небес говорит и известный пророк Иезекииль. К примеру, последний нарекает Херувимов главным транспортом, который используется богом.

Значение самого термина Херувим и сегодня сокрыто завесой тайн. Часть богословов отмечают, что термин имеет немало общего с понятием рахав, которое в еврейском языке указывает на езду верхом на коне. Больше всего о Херувимах можно узнать при изучении Ветхого Завета.

https://youtube.com/watch?v=e3AEJdj0PVA

В данном монументальном труде описаны самые разные события, включая и историю создания ковчега, а также поход Моисея к земле обетованной.

Во время последнего события пророк получает скрижали, на которых написаны заповеди, которые и нужно соблюдать верным последователям бога. Ящик, в котором данные скрижали должны храниться, должен был быть украшен Херувимами, установленными на его крышке.

В храме Иерусалима по приказу самого Соломона было предписано расположить двух монументальных Херувимов, высота которых достигала 5 метров.

Крылья этих статуй позволили сокрыть ковчег, а для их изготовления было использовано масличное дерево, сверху покрытое золотом. Не редко исследователи обнаруживают и изображения предполагаемых Херувимов, к примеру, в Скинии. Чаще всего они украшают собой стены, но были и на занавесках.

Если обратиться к легендам, то можно заметить, что Соломон во время общения с древними паломниками был удивлен тем, что тем приходится поклоняться статуям, то есть, фактически идолам.

Чтобы избавиться от подобного мнения, Соломон решил расположить изображения Херувимов на стенах известного Храма. Благодаря подобному решению он продемонстрировал, что Херувимы, в сравнении с богом, являются существами вторичными.

Также в его пророчествах можно найти информацию о тетраморфе. Последний является божьим вестником, который потребовал заменить тельца на Херувимов, увиденных Иезекилем ранее.

Причина была ясна, ведь некогда иудеи, которые отреклись от своей веры, уже поклонялись статуе золотого теленка, и это чуть не стало причиной гибели богоизбранного народа.

Если же рассматривать вопрос в плоскости современных исследований, то Херувимов обычно отождествляют с курьерами или посланниками бога.

Но нужно понимать, что подобная точка зрения не является правильной. Библейские источники ни разу не говорят о том, что бог пользуется услугами Херувимов только для того, чтобы отдавать распоряжения своим архангелам или народам, живущим в мире. Подобная задача обычно поручалась самым простейшим ангелам, которые занимают низшую ступень в небесной иерархии.

Другим важным вопросом является тот, как выглядели представители данного вида небожителей, описанные в Библии. Нужно заметить, что информации в священных источниках крайне мало, а те сведения, которые удалось подчерпнуть, крайне спорные.

Так богословы считают, что в пророчествах Иезекиля был описан именно посланник бога, который находился на второй ступени ангельской иерархии. Это значит, что он одновременно наделен четырьмя головами, а не двумя, включающими также голову орла и тельца.

Чаще всего для изображения на иконах херувимы получают четыре крыла вместо двух, которые имеют остальные ангелы. Также некоторые источники отмечают, что данное существо имеет вид огненного круга, либо особо страшного монстра, имеющего сотни глаз. На текущий момент каноничного изображения херувима не найдено.

Ковчег Завета, украшенный фигурами херувимов

Существует реконструкция Ковчега Завета, датированная XIX столетием. На его крышке можно увидеть двух изготовленных из золота херувимов. Они стоят с раскрытыми крыльями, словно прикрывая реликвию. Капорет (верхняя часть Ковчега) и ангелы представляют собой одно целое. Предполагается, что, стоя на крышке реликвии, они одновременно охраняют ее и служат напоминанием о престоле непостижимого Бога. Господь сказал Моисею, что он явится ему между двумя крылатыми существами над Ковчегом и даст законы, которые он должен будет передать людям Израиля. Таким образом, становится понятно, что херувим – это ангел, сопровождающий Бога.

История возникновения хвалебной песни

История написания молитвы отличается от истории происхождения традиционных воззваний. Православные и католические верующие убеждены, что текст молитвы подсказан людям самой Девой Марией. Согласно преданию, Дева Мария, будучи в положении, посетила свою пожилую родственницу Елизавету. Елизавета всю жизнь мечтала о ребенке, но смогла забеременеть уже в немолодом возрасте. Беременность женщины протекала нелегко, поэтому Мария отправилась в такой дальний путь, желая поддержать родственницу.

Встреча девы Марии и Елизаветы. Картина Р. Санти

Увидев Марию, Елизавета почувствовала Божественную благодать, исходящую от матери и ребенка, и поняла, что Она носит под сердцем Сына Божьего. Женщина и ее ребенок тут же почувствовали себя лучше. Елизавета возрадовалась, а Мария в ответ вознесла хвалебную песнь Господу. Эти слова и стали впоследствии основой известной молитвы.

О других молитвах к Богородицы:

Вторую часть молитвы человечество обрело чуть позже. В монастыре святого Афона один из иноков денно и нощно молился. Он молился так искренне и самозабвенно, что при обращении к Богородице, в келье появился Ангел Божий. Он подсказал иноку вторую часть молитвы.

Слова были настолько прекрасными, что монах горько пожалел о том, что у него нет никаких письменных принадлежностей — мужчина боялся потерять хоть слово из того, что сказал ему Ангел. Тогда его гость написал слова молитвы пальцем на гранитной плите.

Молитва “Честнейшую херувим” составлена на текст хвалебной речи Девы Марии

Так и образовалась хвалебная песнь Богородице, которую сегодня знает каждый христианин. В ней чудесным образом переплетается человеческое и ангельское творения. Оригинальный язык молитвы — греческий, но она существует и в церковнославянском, и в русском переводе.

Седьмой чин ангельский Начала

Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальство над стихиями природы: над водой, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». «Творец и Строитель мира. Бог, – говорит учитель христианский Афинагор, – поставил некоторых из ангелов над стихиями, и над небесами, и над миром, и над тем, что в нем, и над их устройством». Гром, молния, буря… всем этим управляют Начала, и направляют, как угодно то воле Божией. Известно, например, что молния нередко попаляет кощунников; град одно поле побивает, другое оставляет невредимым… Кто бездушной, неразумной стихии дает такое разумное направление? Начала делают это.

“Видел я, – говорит тайнозритель св. Иоанн Богослов, – Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце… И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими» (Откр. 10, 1–3); видел и слышал апостол Иоанн и «ангела водного» (Откр. 16, 5), и «ангела, имеющего начальство над огнем” (Откр. 14, 18). “Видел я, – свидетельствует тот же св. Иоанн, – четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево… – им дано вредить земле и морю» (Откр. 7, 1–2).

Начала имеют начальство также и над целыми народами, городами, царствами, обществами человеческими. В слове Божием есть, например, упоминание о князе или ангеле царства Персидского, царства Эллинского (Дан. 10, 13, 20). Начала ведут, вверенные их начальству, народы к высшим благим целям, которые указывает и предначертывает Сам Господь; «возводят, – по словам св. Дионисия Ареопагита, – сколько могут тех, которые охотно повинуются им, к Богу, как к своему Началу». Они предстательствуют за свой народ перед Господом, «внушают, – замечает один святитель, – людям, особенно царям и другим властителям, мысли и намерения, относящиеся ко благу народов».

В религиозной традиции

В иудаизме

Талмуд упоминает херувима среди пяти предметов, находившихся в Первом, но не во Втором Храме. В том же трактате объясняется, что при разрушении Первого Храма, увидев херувимов, язычники стали глумиться над евреями, полагая, что те поклонялись статуям. По этой причине херувимы во Втором Храме не представляли отдельных статуй, а были вырезаны на стенах.

Следует отметить, что в Талмуде, описывая небеса и небожителей, перечисляются лишь три вида небесных существ: серафимы, офаним и хайот, вовсе не упоминая о херувимах. О тех же трёх видах говорится и в древней еврейской литургии.

В то же время, в мидраше на Экклезиаст говорится, что «когда человек спит, тело говорит душе (нешама), что оно делало в течение дня; душа передаёт эти сведения духу (нефеш), последний — ангелу, ангел — херувиму, херувим — серафиму, который, наконец, делает доклад Богу».

Мидраш говорит, что Бог, сидя на херувиме, наблюдает за всем, что творится в Его мире. Херувим, при этом, не заключает в себе ничего материального и носим Богом, а не наоборот.

В Мидраш Тадше херувимы на Ковчеге Завета соответствуют двум качествам Бога и двум Его Именам: качеству милосердия (тетраграмматон) и качеству справедливости (Элохим).

В Каббале

В Зогаре, где перечисляются десять классов ангелов, херувим не упоминаются как особый класс. В то же время, в каббалистической книге «Массехет Ацилут» херувимы занимают в сонме ангелов третье место, а начальником их является Херувиил (Керувиэль).

В кругах средневековых еврейских мистиков Германии существовала так называемая «школа особенного херувима».

В христианстве

Христианское богословие изначально не имело определённого взгляда на природу херувимов, мнения разделялись в вопросе, являются ли они существами или всего лишь символами и образами для представления действий Бога. Следуя за Филоном Александрийским видели в херувимах лишь символическое значение Иероним Стридонский (IV век) и Феодорит Кирский (V век). Однако уже Климент Александрийский (II—III века) начинает отходить от такого понимания, называет херувимов «песнословящими духами», но продолжает делать основной акцент на символичности их образа:

Имя Херувима означает «великое знание». Вместе они имели двенадцать крыльев, как указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени… изображение херувимов имеет символическое значение: лицо является символом души, крылья – служения и действия возвышающихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непрестанном созерцании.
 (недоступная ссылка). Дата обращения 17 февраля 2009.

Начиная с IV века устанавливается преобладающим учение о том, что херувимы являются существами, хотя и обладают определённой символикой. Иоанн Златоуст дал следующее понятие херувимов, ставшее традиционным для христианства к окончанию эпохи Вселенских соборов:

Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.
Иоанн Златоуст

Феодор Студит называет херувимов «наивысшими из всех и ближайшими к Богу», его мнение поддерживают католические (Фома Аквинский) и протестантские (Кейль) богословы.

Свойства херувимов описал Псевдо-Дионисий Ареопагит в своём сочинении «О небесной иерархии»:

Наименование же Херувимов означает их силу — знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство — преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.
.

В богослужении Православной церкви на литургии поётся молитва, называемая херувимской песнью: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Она состоит из двух частей, разделяемых великим входом, перед ней раскрываются царские врата алтаря.

Высшие из высших – Метатрон, Иехоил, Люцифер

Каждый ангельский чин представляет собой отдельное войско служителей, во главе которого стоит самый лучший посланник, избранный Творцом. Одновременно можно назвать этого ангела главным над всей ангельской ратью.

В христианстве, включая Православие, таким предводителем когда-то был знаменитый Люцифер. Любимчик Создателя, он был самым прекрасным, самым одаренным среди всех. Но упоенный своей красотой и силой, однажды любимец Бога возжелал занять трон Творца или встать с ним на одну ступень. За что был изгнан во тьму, где стал известен под именем Сатана.

Оба названных ангела являются серафимами – наивысшими в ангельской иерархии у христиан и иудеев. У последних Иехоэл считается прежним именем Маттатрона (Метатрон) – высшего ангельского правителя по Талмуду. Однако сам Маттатрон не записан ни в одни верховные ангелы Серафимы, Херувимы или Престолы.

Маттатрон – бывший когда-то смертный, своей праведностью заслуживший высокую честь возглавить несметное войско божественных помощников на небесах. Авторитет его был так высок, что по преданиям ему даже был отведен отдельный трон. Постепенно положение Метатрона стало яблоком раздора между «подчиненными».

Вместе с тем, такая трактовка используется не везде. В целом, Метатрон признается непогрешимым любимчиком Бога, всегда стоящим к нему ближе всех, независимо от его положения. Несмотря на то, что его истинный чин – Архангел, относящийся к более низкому рангу.

Метатроном, согласно многим апокрифам, считается библейский праведник Енох.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector