Dharmawantsyou.com

Дхарма в индуизме

Индуизм
  • История
  • Пантеон
Направления
  • Вайшнавизм
  • Шиваизм
  • Шактизм
  • Смартизм
Верования и практики
  • Дхарма
  • Артха
  • Кама
  • Мокша
  • Карма
  • Сансара
  • Йога
  • Бхакти
  • Майя
  • Пуджа
  • Киртан
  • Мандир
  • Тиртха и кшетра
Священные писания
  • Веды
  • Упанишады
  • Агамы и тантры
  • Рамаяна
  • Махабхарата
  • Бхагавадгита
  • Пураны
  • Сутры

другие

Родственные темы
  • Индуизм по странам
  • Архитектура
  • Календарь
  • Праздники
  • Креационизм
  • Монотеизм
  • Атеизм
  • Обращение в индуизм
  • Аюрведа
  • Джьотиша
Портал «Индуизм»

Историческое развитие концепции дхармы в индуизме

См. также: Рита (Веды)

В «Ригведе» вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Ригведы»:

О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло.

Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихадараньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:

Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму».

В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном. В Бхагавадгите введены понятия «чужой» и «своей» дхармы:

Лучше своя дхарма, несовершенная, чем успешно исполненная чужая.
Лучше смерть в своей дхарме — чужая дхарма опасна.

В ряде индуистских текстов утверждается, что дхарма сводится к пяти обобщённым принципам: ахимса — ненасилие, сатья — правдивость, астея — неворовство, шауча — чистота, индрия-ниграха — обуздание чувств.

Дхарма как одна из пурушартх

См. также: Пурушартхи

Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведийского общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из сансары — круговорота рождения и смерти)

Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни.

Бог дхармы

См. также: Яма (индуизм)

Яма, которого также называют Дхармараджа, выступает как дэва, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на десяти дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также Нара-Нараяна риши.

В «Махабхарате» Видура описывается как воплощение Ямы. Также Кунти вызывает Яму и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»).

В специальной литературе

В специальной литературе, например, по санскритской грамматике, дхарма также означает «собственность», а дхармин — «обладающий собственностью». В таких санскритских фразах, как шабдо нитья (shabdo ‘nityaḥ IAST) — «звук вечный», «звук» является носителем качества «постоянности». Подобным же образом, во фразе иха гхатах (iha ghataḥ IAST) — «здесь есть горшок», «здесь» выступает как носитель «существования горшка».

Санатана-дхарма – духовная деятельность в материальном мире

Санатана-дхарма носит два характера – внешний и внутренний. Внутренний – это непосредственно преданное служение Кришне, Верховной Личности Бога. Внешний – это то, что способствует этому служению. Внутренний характер санатана-дхармы уже был в-кратце описан: шраванам, киртанам, смаранам.

Внешний характер санатана-дхармы – заключается в следовании варнашрама-дхарме, своду предписаний касающихся социальной жизни и деятельности. Человеку следует заниматься деятельностью, которая соответствует его природе. Трудиться при это человеку следует не ради удовлетворения своих эгоистических желаний, а ради Кришны, посвящая Ему плоды своего труда. Разделение на сословия заключается в делении на четыре сословия: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. У каждой из этих групп есть свои обязанности и права.

Роль варнашрама-дхармы в следовании пути санатана-дхармы заключается в том, что соответствие природы деятельности и характера человека приводит к избавлению от беспокойств и необходимости в излишних наслаждениях. Когда личность занята трудом не по своей природе – это приносит беспокойства не только этой личности, но и всем окружающим, так как отказ от следования своей природе приводит к большим страданиям. Когда человек занят своим трудом – он естественным образом умиротворен и способен действовать без необходимости греховного «отдыха». Когда люди устают от своей работы, они устраняют стресс посредством алкоголя, наркотиков, секса и азартных игр. С точки зрения благочестивого образа жизни – это запрещено и следует принимать такой образ жизни, который естественным образом даёт возможность черпать в своей деятельности не излишний стресс и беспокойства, а энтузиазм, вдохновение и счастье.

Следование варнашрама-дхарме позволяет избавить общество от множества беспокойств, максимально эффективно вовлекая в трудовую деятельность каждого индивидуума с точки зрения морально-нравственных принципов и сохранения психологического здоровья общества. Варнашрама-дхарма также важна как условие для воспитания детей в духе добродетели. Изначальная возможность получить духовное воспитание – крайне удачный показатель. В Бхагавад-Гите говориться, что такую удачу обретают действительно редкие души.

Основа варнашрама-дхармы – это исполнения своего долга как на благо общества, так и ради Верховного Господа. Также это означает следование морально-нравственным принципам, которые естественным образом уберегают человека от грехопадения. Общество варнашрама-дхармы естественным образом следует санатана-дхарме. В действительности, в одиночку идти по пути преданного служения достаточно трудно, но тем, кто делает это в обществе преданных – это не составляет никакого труда.

Ссылки[править | править код]

Загадки и мифология

Явления
История Острова
Персонажи Ричард Алперт • Враг Джейкоба • Джейкоб • Уолт Ллойд • Даниэль Руссо • Элизабет «Либби» Смит • Чарльз Уидмор • Элоиза Хокинг • Пьер Чанг • Кристиан Шепард • Мэтью Эбаддон • Мать

См. также {{{смтакже}}}

Инициатива Дхармы

Основатели
Персонал
Места Казармы • Куча из капсул • Причал «Pala» • Радиовышка • Звуковое ограждение
Станции Стрела • Посох • Лебедь • Пламя • Жемчужина • Гидра • Дверь • Зеркало • Буря • Орхидея • Храм • Фонарный столб
Транспортные средства Подводная лодка • Фургон Дхармы • Джип Дхармы
Прочее

См. также Портал работников Дхармы

Употребление слова

В священном тексте индуизма — «Ригведе» — слово употребляется в варианте дхарман dhárman- IAST и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».

В «Атхарваведе» и классическом санскрите — dhárma IAST (деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма»: у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.

В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».

Дхарма в буддизме

2,5 тысячи лет тому на свет появился Будда Шакьямуни, чтобы учить людей. Он сострадал каждому из живых существ, был аскетом с целью познания истины для донесения ее всем людям. Его первая проповедь была о том, что есть четыре благородных истины. В них вся суть существования, причины счастливого бытия и страдания всего живого, а также дорога к обретению полной свободы.

Буддистскими идеалами для воодушевления и верности этой практике, являются Будда, Дхарма (Дхамма) и Сангха.

Дхамма рассматривается здесь в качестве высшего и непостижимого достоверного факта (истины). Это за границами мирских понятий. Практикуя Дхамму, есть возможность окончательно освободиться, улететь в нирвану.

Человеку, идущему по этому пути, нужно развивать в себе важные качества:

  • Дхарти – терпение;
  • Кшаму – прекращение практики по своей инициативе;
  • Даму – контроль внутренних врагов, в том числе отречение от своих желаний;
  • Астею – отречение от любого воровства;
  • Шаочи – соблюдение чистоты во всем;
  • Индрийяниграхи – контроль над пятью сенсорными и пятью моторными органами (Индриями) с помощью силы разума и духа;
  • Дхи – желание добра для всех живых существ;
  • Видьи – осознание целей материальных и духовных;
  • Сатьям – соблюдение истин в жизни человека, личной и общественной;
  • Акродхи – контроль нервной системы, гнева.

Согласно буддистской идеологии жизнь каждого человека является только одно из многих разных его воплощений. Благодаря Дхарме люди могут иметь одну судьбу. Естественная гармония является важным принципом практики, который позволяет человеку благоприятно переродиться и идти с буддийской целью всю свою жизнь до тех пор, пока не достигнут нирваны.

Как постичь свою дхарму?

В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:

  • Учитель, несущий огонь знания- это научные работники, учителя, священнослужители и врачи. Они умеют понимать и сострадать , тянуться к знаниям и могут сдерживать свои страсти.
  • Воин –защитник слабых, это военнослужащие, политики, дипломаты, юристы. Они смелы и решительны, могут быстро реагировать в трудных ситуациях.
  • Купец, создающий фундамент благосостояния, это предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Они энергичны, обладают огромной жизненной энергий, предприимчивы.
  • Труженик, создающий материальные блага- это ремесленники и землепашцы. Они преданы своему делу, послушны, добры и верны.
  • Вольный человек, стремящийся к свободе и воле — это лидеры, умеющие повести за собой людей. Они –самоотвержены, романтичны, обладают чувством эмпатии и мечтают о воле и свободе.

Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.

Понятие Чатурдхармы в философии адвайты

Понятие Чатурдхармы, или четырёх видов Дхармы, разработано и понятным образом представлено в философии адвайты, одном из ответвлений философии буддизма. Нам известно из литературы Вед, что практика Дхармы осуществляется на протяжении всей жизни, а периоды жизненного пути, согласно ведическим писаниям, носят название «ашрамы».

В жизни обычного человека эпохи Кали-юги различают четыре ашрама, на каждый из которых условно отводится по 20–25 лет жизненного пути: брахмачари — до 25 лет — период учения и целомудрия; грихастха — с 25 до 50 лет — когда человек посвящает свою жизнь миру и семье и на первый план выходят материальные и чувственные ценности; ванапрастха — с 50 до 70 (75) лет — постепенный отход от дел и социальной активности; санньяси (последний период) — 70 (75) + — когда человек становится религиозным аскетом-отшельником и учителем для всех остальных групп людей.

  • Учитель, аскет-отшельник
  • Таким образом, в четыре раздела Дхармы входят:
  • Законы Вселенной (Рита);
  • Социальная Дхарма (Варна-дхарма), принадлежность к определённой социальной группе;
  • Человеческая Дхарма (Ашрама-дхарма);
  • Личная, индивидуальная Дхарма (Свадхарма).

Такого деления придерживаются некоторые школы адвайты, и во многом они правы, подразделяя Дхарму на разделы, т. к. понятие Дхармы очень глубоко и может прослеживаться в различных областях жизни. Так, например, Варна-дхарма, это выражение социального статуса. В эпоху Вед и в настоящее время в некоторых странах она выражена кастовым устройством общества. Т. е. Варна-дхарма — это в первую очередь подчинение социальному устройству общества и выполнение своих обязанностей в соответствии со своим социальным статусом.

Что такое Ашрама-дхарма, вы уже знаете. Личной Дхарме, или Свадхарме, мы посвятим отдельный раздел нашей статьи.

Также Дхарма является частью четырёх главных Пурушартхи человеческой жизни, где Дхарма — нравственный закон, артха ответственна за мирские заслуги и всё материальное, кама как эмоционально-чувственный аспект жизни и мокша (также может именоваться нирваной) приносит освобождение и преимущественно практикуется в двух последних ашрамах — ванапрастха и санньяси.

Неоиндуизм.

Понятие дхармы в неоиндуизме подвергается трансформации и модернизации, которые наглядно представлены в новых интерпретациях Бхагавадгиты. Так, Б.Ч.Чаттерджи в книге Начала религии (1888), интерпретируя дхарму как религию, распространяет это понятие также на христиан, буддистов, мусульман. С другой стороны, под влиянием французского позитивизма 19 в., он отождествляет религию (как дхарму) с «человечностью» как таковой. В своем Эссе о «Гите» (1921) Ауробиндо Гхош интерпретирует принципы свадхармы как «отношение внешней жизни человека к его внутреннему бытию, развитие его действия из его души и внутренний закон природы» (традиционное истолкование свадхармы в качестве обязанностей, соответствующих варновому долгу, не привлекательно для современного человека). Дхарма соответствует уже индивидуальным дарованиям и средствам самовыражения индивида (а не групповой морали, как в индуизме). Ученик Ганди Виноба Бхаве полагает, что дхарма человека сегодня уже не такова, как десять лет назад, а еще через десять лет также существенно изменится, ибо зависит от «психологической диспозиции», характера. Дхарма далее понимается как существенное свойство не только индивида, но и всего человечества (люди не могут жить на солнце, даже любя его, потому что это противоречит их дхарме).

См. также: ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ; ВАРНЫ; ВЕДЫ; ДХАРМАШАСТРЫ; ИНДУИЗМ; КАМА; МИМАНСАСУТРА-БХАШЬЯ; МИМАНСА-СУТРЫ; МОКША; НЬЯЯ-БХАШЬЯ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА; ПУНЬЯ; ПУРУША; ПУРУШАРТХА; САНКХЬЯ-КАРИКА; САТЬЯ; ШАНКАРА.

Логотип DHARMA Initiative[править | править код]

Логотип DHARMA Initiative основан на старинном китайском символе Ба-Гуа (кит. «восемь триграмм», «восемь направлений»). С помощью него пытались выразить всё многообразие явлений природы и человеческого бытия. В учении Фэн-Шуй Ба-Гуа используется как амулет, помогающий принимать благоприятные и своевременные решения, делать выбор. Непрерывные линии символизируют мужское начало Ян, прерывистые — женское Инь. В оригинальном изображении в центральном круге вместо логотипа Дхармы находится символ Инь-Ян. На логотипе представлена немного другая расстановка триграмм (боковые элементы перевернуты) — такое начертание тоже допускается.

Станции ДХАРМА и другие постройки[править | править код]

Персонал Проекта ДХАРМА проводил исследования на Острове посредством станций-лабораторий. Все они снабжаются электричеством из неизвестного источника энергии, а также имеют различные виды оборудования и жилые помещения. У каждой станции есть свой логотип.

Из обучающих фильмов известно, что существует шесть станций ДХАРМА. Однако в сериале уже показано девять станций. Можно предположить, что либо наличие «лишних» станций держалось в секрете от основного персонала Проекта, либо руководство ДХАРМА нумеровала только те, на которых проводились научные исследования.

 станции DHARMA<ИЗВЕСТНЫ>править | править код

Логотип Название Номер Цель Местоположение
Буря Неизвестен Хранение и распыление токсичного газа; возможно, исследования в области химии Расположена в дне ходьбы к северу от лагеря выживших.
Гидра 1 Исследования в области зоологии, включая генетические модификации, А также психологические эксперименты над коренными жителями острова (обучающий фильм Дхарма 1 из 6, эпизод «новый лидер» 6 сезона) Находится на небольшом острове по соседству с основным
Жемчужина 5 Наблюдение за персоналом других станций; исследования в области психологии Расположена к северу от бараков
Зеркало Неизвестно Док для подводной лодки; блокирование радиосигналов с/на Остров Подводная станция, которая находится возле южной стороны Острова.
Лебедь 3 Изучение электромагнитных свойств Острова Расположена недалеко от лагеря выживших.
Орхидея 6 Исследование эффекта Казимира. Замаскирована под оранжерею. Расположена в нескольких часах ходьбы к северу или северозападу от лагеря выживших.
Пламя 4 Станция связи Расположена на северовостоке от бараков или, примерно, в полутора днях пути от лагеря выживших.
Посох Неизвестно Медицинские исследования По-видимому, находится в западной части Острова
Стрела 2 Разработка стратегий против Врагов; позднее, использовалась как склад Расположена на северо–востоке Острова.
Фонарный столб Неизвестно Определение координат Острова. Находится под церквью в Лос-Анджелесе, США

Другие постройкиправить | править код

  • Радиовышка — построена для передачи в эфир ключевых значений Уравнения Валензетти
  • «Дверь» — возможно, недостроенная станция Проекта или часть обмана выживших, который осуществляли Другие
  • Бараки — локация на севере Острова: жилые дома с водой и электропитанием, где жило большинство сотрудников Проекта

Предполагаемые станцииправить | править код

Главная статья: Карта на бронедвери

  • Ссылка, обозначенная «С3», с примечанием, которое указывает, что здесь расположен небольшой завод. Вероятно, это станция Буря.
  • Есть две ссылки на метеорологическую станцию, которая, по-видимому, расположена в горах.
  • Ссылка с примечанием о пункте прослушивания и изучения шифрования.

“Бродяги Дхармы” Джека Керуака

Американского писателя Джека Керуака вправе можно назвать одной из икон “бит-поколения” 50-60-хх годов. Именно он придумал сам термин — в переводе с английского слово “бит” означает “разбитый”. Так и ощущало себя в те годы молодое послевоенное поколение — разбитым и потерянным. В поисках утраченных идеалов и смысла жизни их умы обращались к другим традициям, в том числе и к восточному мировоззрению. Заинтересовался доктриной буддизма и Джек Керуак. Дхарма в его понимании стала чем-то вроде Судьбы и Фортуны. Свои философские поиски писатель отобразил в романе “Бродяги Дхармы”, куда вошли также и эпизоды из его жизни. Рассуждения о понятиях восточной философии и следовании ей переплетаются с с беспечными буднями молодых людей середины прошлого века.

Адхарма.

Противоположность дхармы – адхарма (пали «адхамма») – означает отсутствие добродетели и «положительному» злу. В Чхандогья-упанишаде адхарма, наряду с дхармой, названа в числе предметов человеческого познания, а в Катха-упанишаде, где Начикетас просит бога смерти открыть ему то, что лежит за пределами созданного и несозданного, прошлого и будущего, адхармы и дхармы. В Палийском каноне буддистов адхамма – устойчивая оппозиция дхаммы: если вторая позволяет обрести хорошее будущее рождение, то первая обеспечивает ад. Страсть, характеризуемая в качестве адхаммы, равнозначна беззаконному желанию

В палийском каноне специальное наставление на эту тему Адхамма-сутта (включающая реально три сутты) содержит перечисление и характеристику 10 разновидностей адхармы: неправильные взгляды, мышление, речь, действия, образ жизни, усилия, внимание, сосредоточение, знание, освобождение (которое тоже может быть неправильным). Ближайший эквивалент адхаммы – акусала

В специальной Акусаладхамма-сутте она обобщает восемь противоположностей восьмеричного «благородного пути» – ложные взгляды, намерения, речь, образ жизни, действия, внимание, медитация, сосредоточение. В индуистских философских системах адхарма – такое предрасположение менталитета, которое ведет к дурному будущему рождению. У Прашастапады различаются три основные причины адхармы: совершение действий, запрещенных священным преданием и противоположных дхарме (недостойное поведение, неправда, незаконное обладание чем-либо), несовершение предписанных действий, пренебрежение своими обязанностями. Как и дхарма, адхарма является одним из природных качеств индивида. Если, согласно ньяя-вайшешике, она – свойство самого Атмана, то согласно санкхье – свойство «внутреннего органа» (антахкарана), точнее – интеллекта-буддхи. Поэтому поведение зависит в определенном смысле от того, какая диспозиция в сознании индивида (независимо от его выбора) преобладает – добродетельная или недобродетельная. У наяиков адхарма, как и дхарма, является следствием «активности» (правритти), которая, в свою очередь, обусловливает сансару. Бхасарваджня считает адхарму одной из четырех причин страдания (в тексте – «то, что следует устранить»).

Предположительно существующие станции[править | править код]

«Храм»править | править код

Номер — неизвестен.

Статус — активна.

Задача — делать людей Другими, лечить Других.

Станция «Храм» вызывает необратимые изменения в человеческом сознании. По сюжету серии «Остров Смерти», в 1988 году дымовой монстр («Охранная система») схватил Монтанда — одного из мужчин-участников французской экспедиции — и затащил внутрь строения. Монтанд попросил вытащить его, и все остальные участники — Роберт, Бреннан и Лакомб (кроме Даниеэль Руссо) спустились за ним.

Серия «Что случилось — то случилось» даёт понять, что «Храм» не только делает людей Другими, но также и лечит Других. В конце серии Ричард Алперт заносит в «Храм» смертельно раненого 12-летнего Бена Лайнуса, предупредив Сойера и Кейт, что «если я заберу его, то он уже никогда не будет прежним, он всегда будет одним из нас».

Упоминается как «самое безопасное место» на Острове, где укрылась часть Других во время событий 4-го сезона.

«Дверь»править | править код

Номер — неизвестен.

Статус — неизвестен.

Задание — неизвестно.

Строение, которое увидел Майкл, когда был схвачен Другими при попытке спасти сына. Позже — когда в лагерь проник Саид — там уже никого не было, и тогда в числе прочего он заглянул и в эту «Дверь». Особого назначения она не несёт.

Дверь — название металлической двери с эмблемой DHARMA Initiative в деревне-приманке, которая была замечена в эпизодах Три минуты и Живём вместе, умираем поодиночке. Как правило — эта дверь располагается под скалой. Когда Саид открыл её, он увидел, что за дверью нет ничего, кроме самой скалы. Вероятно — дверь использовалась для обмана выживших, а также — самого Майкла. Настоящая цель двери (даже если за ней и существует станция) пока не известна. Есть версия об идее Дхармы, как о порождении Фэн-Шуй, и в соответствии с этой версией по зеркалу Ба-Гуа станций должно быть восемь, а центральная — «Жемчужина», и значит «Дверь» — это одна из подземных станций, замурованная после Инцидента в 80-х годах. Вторая версия — «Дверь» как-то связана с «Орхидеей».

Изначально дверь была замечена Майклом, когда его взяли в плен — тогда она охранялась двумя Другими.

Примечания

  1. RV 10.133.6
  2. «Брихадараньяка-упанишада» 1.4.14
  3. «Dhaaranaad dharma ity aahur dharmena vidhrtaah prajaah, Yat syaad dhaarana sanyuktam sa dharma iti nishchayah» «Махабхарата» 12.110.11
  4. «s:sa:भगवद्गीता/कर्मयोगः» 3.35
  5. Чхандогья-упанишада 3.17.4, Шандилья-упанишада 1.1-2, Прашна-упанишада 1.10; Бхагавад-гита 10.5, 13.7, 16.1-3, 17.14, Махабхарата 5.39.57, 5.42.15, 5.44.12, 12.176.16-19, 12.197.5, 12.220.9-11, 12.260.15, 12.260.21-22, 12.273.20, 12.277.10, 12.296.25, 12.320.103, 13.7-11, 13.114.8, 14.18.15-18; Ману-смрити 4.138, 6.92, 12.83
  6. The Mahābhārata: Book 11: The Book of the Venus Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
  7. The Mahābhārata: Book 11: The Book of the Women Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
  8. , с. 351.
  9. , с. 249—250.
  10. .
  11. , с. 62.
  12. Урбанаева И. С. Абсолютная Дхарма-драгоценность // Буддийская философия и медитация в компаративистском контексте (на основе индо-тибетских текстов и живой традиции тибетского буддизма) / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2014. — С. 146—148. — 376 с. — ISBN 978-5-8200-0347-9.
  13. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 167. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  14. , с. 219.
  15. , с. 36.
  16. , с. 35—36.
  17. , с. 10, 15.
  18. ↑ , с. 309.
  19. , с. 58—59.
  20. Перевод О. О. Розенберга.
  21. ↑ , с. 14.

Литература

на русском языке
  • Андросов В. П. Дхарма // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / ИВ РАН. — М.: Ориенталия, 2011. — С. 219—221. — 448 с. — (Самадхи). — ISBN 978-5-91994-007-4.
  • Андросов В. П. Что такое «Дхарма» в буддизме? // Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 35—41. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Вигасин А. А., Парибок А. В. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Философско-этический анализ проблемы человека в буддизме: диссертация … кандидата философских наук : 09.00.05. — Л., 1989. — 163 с.
  • // Философия, религия и культура стран Востока: Четвёртые Торчиновские чтения / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 350—356. — 817 с. — ISBN 978-5-288-04523-3.
  • Кутасова И. М. // Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Дизъюкция — комическое. — 575 с. — 69 500 экз.
  • Лучина В. П. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 180. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Рыскельдиева Л. Т. Понятие «дхарма» в буддизме Махаяны: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук: 09.00.03. — М., 1982. — 158 с.
  • Торчинов Е. А. Дхарма // Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 60—64. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5.
  • Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Шохин В. К. Дхарма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 308—309. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
на других языках
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector