А был ли змий? загадочные места «повести о петре и февронии муромских»

Повесть о Петре и Февронии Муромских: содержание, сюжет

История начинается с трагедии, которая разыгралась в семье князя Павла, правившего в Муроме. К его жене прилетал на блуд «огненный змий», который иным оборачивался самим князем Павлом. Князь повелел жене узнать у змия, как его можно победить. Жена князя Павла выяснила, что смерть огненному чудовищу придет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Петр с готовностью согласился придти на помощь своему брату — князю Павлу. Но он не знал, где может взять Агриков меч. На помощь Петру пришел ребенок, который показал меч, лежащий в церкви женского Воздвиженского монастыря в алтарной стене между камней.

Явившись к брату, Петр увидел, что змий уже у его жены. Он велел князю Павлу не входить и сам расправился с чудовищем. Умирая, огненный змей обрызгал своей ядовитой кровью Петра, отчего у него началась проказа. Никто не мог исцелить храброго Петра, но открылось ему, что спасение может придти от дочери древолазца, добывавшего дикий мед.

Этой девушкой была Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония согласилась ицелить знатного мужчину с одним условием — тот женится на ней после выздоровления. Петр дал обещание, но не сдержал его и, исцелившись, отказал Февронии, так как та была простолюдинкой.

Предчувствуя такой исход, Феврония нарочно не залечила один струп на теле Петра. Болезнь вновь охватила его. Раскаявшись, Петр взял Февронью в жены. Недовольство высказали уже бояре, когда Петр вступал в права наследства на княжение Муромом. Бояре сказали Петру: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром».

Петр не предал жену, взял Февронию, и они вместе уплыли по Оке. В Муроме, тем временем, началась смута, борьба за власть. Бояре одумались, попросили Петра и Февронию вернуться. Бояре не ошиблись: со временем Февронию за мудрость в правлении оценили все горожане.

В преклонных летах Петр и Феврония по взаимному согласию приняли монашеский постриг. Они скончались в один день и час.

Сказание о Петре и Февронии


Пётр и Феврония — два истинно любящих сердца Житие святых изложено в «Повести о Петре и Февронии Муромских» (полное оригинальное название — «Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверного, преподобного и достохвального князя Петра, наречённого в иноческом чину Давидом, и супруги его благоверной, преподобной и достохвальной княгини Февронии, наречённой в иноческом чину Евфросинией»). Это памятник древнерусской литературы середины XVI века, написанный писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий.

Знакомство

Согласно сказанию, за несколько лет до вокняжения Пётр убил огненного змея, кровь которого попала на него и заразила проказой. Никто не мог его излечить, и он ужасно страдал от болезни. Однажды ему приснилось, что его может исцелить дочь бортника (добытчика дикого мёда), Феврония, крестьянка из деревни Ласково в Рязанской земле. Он приказал отыскать её. Но в качестве платы она пожелала, чтобы князь женился на ней после того, как она его вылечит. Пётр дал ей такое обещание. Девица благополучно исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, так как не хотел связывать свою судьбу с простолюдинкой. Но Феврония была очень мудрой, предвидела такое развитие событий и намеренно оставила один струп на теле князя невылеченным. Вскоре он воспалился, и болезнь снова возобновилась. Петру ничего не оставалось, как снова обратиться к девице. На этот раз она уже излечила его окончательно, а князь, влюбившись в неё без памяти, исполнил своё обещание и женился на ней.

Княжение

После смерти брата Пётр наследовал княжение. Однако местные бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь выбрал Февронию, и они уплыли по Оке. В Муроме же началась смута: началась борьба за престол княжения, люди убивали друг друга. Боярам ничего не оставалось, как попросить князя с женой вернуться. По их возвращении Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

Смерть

В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния, князь с княгиней молили Бога, чтобы им умереть в один день. Они завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они, как и просили, в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях. Однако любовь их была так сильна, что на следующий день они оказались вместе.

Кратко об истории влюбленных

О том, что когда-то жил Петр и его возлюбленная Февронья узнали из повести, которую написал монах Ермолай Прегрешный (XVI век). Ее героев полюбили, а их жизненные перипетии были многим близки. Чтобы потомки узнали, как велика сила любви, историю передавали в устных рассказах, переписывали.

Сейчас можно сказать, что не будь трагической ситуации в жизни князя Петра, жившего в Муроме, то не было бы и истории, о которой знает весь мир. Началось все с того, что князь заболел проказой, которая в то время не лечилась. Однажды во сне ему было видение, что исцелить его сможет Февронья, проживающая в Рязанской губернии.

Гонцы, отправленные туда, действительно нашли девушку, дочь пчеловода, с таким именем. Она оказалась знахаркой, лечила многие сложные болезни и смогла помочь князю – проявления проказы исчезли. Он, пообещав взять ее в жены, вернулся домой, но, испугавшись осуждения, не поехал за Февронией. Что удивительно, после такого решения болезнь вновь начала досаждать с еще большей силой.

Петр, откинув все предрассудки и страхи, вернулся за девушкой, забрал ее с собой и, спустя какое-то время, они обвенчались. Но счастью влюбленных мешало окружение – бояре не желали видеть спутницей молодого князя, занявшего к тому времени княжеский престол, простолюдинку. Князь предпочел отказаться от престола, но не от любви, и покинул Муром вместе с женой. Спустя время бояре одумались, и князь снова приступил к своим обязанностям.

Состарившись, они решили закончить свои дни в монастырском уединении. Монастыри, мужской и женский, находились поблизости, но Петр с Февроньей не встречались, а узнавали все новости друг о друге из переписки. Переписываясь, они договорились просить Бога, чтобы он дал им возможность уйти в мир иной вместе, чтобы положили их в одну домовину, соорудив тонкую перегородку.

Просьба была услышана – сердца их перестали биться почти одновременно. Но, несмотря на их просьбу, захоронены они были отдельно. Однако, непостижимо каким образом, тела их оказались вместе! Так происходило не один раз. Тогда священнослужители исполнили, наконец-то, просьбу, и похоронили влюбленных рядом.

В 1547 году Петра и Февронью причислили к лику святых, и ныне их мощи находятся в стенах женского Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Возле них всегда многолюдно, сюда приходят помолиться, попросить здоровья, исцеления от хвори, помощи в решении семейных проблем.

Тропарь, кондак и канон святым Петру и Февронии

Тропарь, глас 8

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею своею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше,, и преподобных житию сподобистеся; с ними же молитеся Господеви, сохранити без вреда Отечество ваше, да вас непрестанного почитаем.

Кондак, глас 8

Мира сего княжение и славу, яко временно помышляя, и сего ради благочестно в мире Петре пожил еси, купно и с супружницею своею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше; темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся, сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Повесть о Петре и Февронии Муромских: история создания

Полное название «Повести о Петре и Февронии Муромских» — «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии». Это произведение написал в XVI веке инок Ермолай-Еразм.

Повесть основывается на Муромских преданиях, которые передавали из уст в уста. История написана в уникальном жанре, который объединяет сразу несколько направлений древнерусской литературы. Произведение отличает поэтическая настроенность и обилие гуманистических идей. Оно написано так, что кажется: все держится на противостоянии двух героев Петра и Февронии, но их единство и пример великой любви создают удивительный сюжет, любимый многими, независимо от религиозных убеждений. Произведение ведет борьбу и с социальным неравенством: бояре, не желавшие принять Февронию, в итоге поплатились за это и осознали свою ошибку.

Повесть о Петре и Февронии Муромских была написана после канонизации святых.

Символика праздника

Хотя праздник, знаменующий верность и брак, имеет небольшую историю, он уже обзавелся своей символикой. Первоначально это ромашка — полевой цветок, который символизирует чистую и наивную любовь, а также природу и лето. Данный символ встречается на всех предметах, посвященных празднику. Считается, что ромашка поможет сделать праздник узнаваемым, внести его в массы. К цветку добавлены два лепестка красного и синего цвета, обозначающие флаг России.

Другим символом торжества является «Награда за любовь и верность», которая вручается со всем необходимым торжеством наилучшим семьям страны. Таковыми считаются многодетные и семьи, история брака которых насчитывает от 25 лет. На одной стороне награды в виде медали красуется ромашка, а на другой — лики святых Февронии и Петра.

Начиная с 2008 года, было вручено 128 медалей для 128 семей. Каждая семья получает сертификат на образование или единовременную денежную выплату. Подарки меняется ежегодно, пока что не установлены точные критерии презентов. Так как символами дня являются святые Феврония и Петр, им были воздвигнуты несколько памятников в различных городах России. Таким образом, правительство намерено придать празднику массовости, сделать из него национальные традицию.

Святые Петр и Феврония. Иконы

На иконах святые Петр и Феврония изображаются в полный рост, в монашеском облачении. В руках Петра и Февронии изображают крест или свиток.


Панкратий Тавроменийский, Петр и Феврония Муромские. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — святые Константин и Елена. Вторая половина XVI в., Новгород. Великий Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Святой благоверный князь Петр Муромский. Муром, конец XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Святая благоверная княгиня Феврония Муромская. Муром, конец XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Спас Вседержитель со святыми. В среднике в нижнем ряду в центре изображены мученики Кирик и Иулита, слева — святитель Василий Великий и благоверный князь Петр Муромский, справа — апостол Иродион и преподобный Паисий Великий. В верхнем ряду слева — благоверная княгиня Феврония, мученицы Екатерина, Параскева Пятница, справа — мученицы Евдокия, Александра и преподобная Мария Египетская. Москва, вторая половина XIX в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Покров с изображением святых Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Феодора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году


Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, с житием. 1618 г. Муромский историко-художественный музей, Муром

День Петра и Февронии: народные традиции и приметы

Петр и Феврония на Руси считались покровителями семьи и брака, им молились о ладе в семье и о рождении здоровых детей. С этого времени начинался летне-осенний период свадеб, а венчания проводились сразу после окончания Петрова поста, то есть с 12 июля. Браки, заключенные в это время, считаются самыми крепкими, а дети, рожденные в таких семьях, согласно поверью, вырастают здоровыми, сильными и удачливыми.

Согласно народным суевериям, водяной и русалки в это время спят, поэтому купаться можно безбоязненно, а вот лесная нечисть активизируется (в повести о Петре и Февронии нечистая сила представлена в виде коварного ядовитого змея, который был замечен в разных неблаговидных делах).

Поэтому в этот день требовалось соблюдать крайнюю осторожность при посещении лесов, а женщинам, особенно незамужним девушкам, рекомендовалось одеваться скромно и вообще вести себя аккуратно и строго. Согласно поверью, 8 июля и предшествующая ночь — время ведьм, оборотней и прочей нечисти, от которой лучше держаться подальше

Согласно поверью, 8 июля и предшествующая ночь — время ведьм, оборотней и прочей нечисти, от которой лучше держаться подальше.

У восточных славян

Другие названия

рус. Пётр и Феврония, Феврония Русальница, Февронии-русальницы; белор. Фяўроння, Пятро, Давыд, Ефрасіння; укр. Петра і Февронії.

С. Соломко «Сердечный вопрос»

Традиции

К муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье.

Считалось, что этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки.

Первый покос. День ведьм, оборотней, колдунов и проказ всякой нежити, начиная с домовых и кончая русалками. Считалось, что колдуны в этот день выжимают сок из тирлич-травы. Из тирлича ведьмы выжимают сок и употребляют его для своих чар, особенно против гнева властей. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. Этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе. Всё растущее на земле — к «Иванову дню в полном соку».

Поговорки
  • Жара в этот день — последующие 40 дней будут жаркими.
  • До Иванова дня дождь — в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь — из засека.
  • После Ивана не надо жупана.
  • Время большого сенокоса.

Молитва святым Петру и Февронии, Муромским чудотворцам

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.

Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.

Ей, чудотворцы святии!

Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Народные поверья на Петра и Февронию

На Петра и Февронию устраивались массовые народные купания

Пётр и Феврония всегда были любимыми святыми у простого народа. Поэтому в этот день не только ходили в храм, чтобы помолиться им о делах своих сердечных. Существовали свои традиции и обычаи. Народные названия праздника:

  • Пётр и Феврония;
  • Феврония Русальница;
  • Февронии-русальницы.

Накануне, на Ивана Купалу, во время купальских игр, выбирались пары суженых, которые должны были осенью повенчаться. Эти игры нередко продолжались и на следующий день, на Петра и Февронию.

Что ещё делали на Петра и Февронию:

  • устраивали первый покос;
  • считалось, что это день ведьм, оборотней, колдунов и проказ всякой нежити, начиная с домовых и кончая русалками;
  • с этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что последние русалки уходят с берегов в самую глубь водоёмов и засыпают;
  • этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе.

Поговорки, пословицы, приметы:

  • Жара в этот день — последующие 40 дней будут жаркими.
  • До Иванова дня дождь — в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь — из засека.
  • После Ивана не надо жупана.
  • Время большого сенокоса.

Издавна к Петру и Февронии люди обращались за помощью о делах сердечных, о браке и о детях.

Какого числа празднуется память Петра и Февронии

Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева.

С 8 июля 2008 г. в гражданском календаре появился новый праздник — День семьи, любви и верности, и дата выбрана не зря — это церковная память святых Петра и Февронии, которые по преданию усердные молитвенники о семьях и молодоженах, но необходимо знать, что в этот день венчания в церкви не совершаются. По церковному календарю на это время  приходится пост. 

История святых супругов

Удивительную жизнь прожили Петр и Феврония, о ней читаем в авторском пересказе  народного предания, записанного еще в XVI веке древним писателем Ермолаем-Еразмом. Это рассказ не только о любви  простой девушки и князя, это поучительная повесть о совершающемся в сердце каждого человека выборе, о борьбе с соблазнами и твердости в вере Богу.

Князь поборол змия-дьявола, а дочь бортника-древолаза одолела его   недуг.   Мудрая Феврония, излечив жениха, стала княгиней, и сели они княжить в Муроме, живя  по Божиим заповедям.  Происки бояр против неродовитой княгини заставили чету уйти из города. Петр предпочел оставить княжение ради своей Февронии, помня библейскую мудрость:

Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота (Сир. 7. 21).

Но Бог помог им выстоять, дав силу духа и веру, так что народ, покаявшись, вновь вернул им княжескую честь.

Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева.

Но не званием дорожили благоверные Петр и Феврония, а любили Бога и друг друга, подавая всем пример кроткой честной жизни. Много они делали добра людям, принимая странников, утешая скорбящих, питая нищих, живя и поступая по Евангелию.

И умерли в один день

Под конец жизни в постриге были наречены Пётр — Давидом, а его верная жена стала Ефросинией. И, приняв обеты ради Христа, разошлись они на жительство каждый в свой монастырь.

25

Июнь
1228 года

Но, чувствуя друг друга, Давид и Ефросиния отошли ко Господу  в один день и час.

Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева.

Интересный фактПо новому стилю 25 июня — это 8 июля, в этот день и совершается память святых благоверных Петра и Февронии.

Забыв об их желании  всегда быть вместе, люди погребли их врозь. Но мощи Давида и Ефросинии соединились в одном гробе и навсегда остались супруги по Евангельскому слову «в плоть едину», даруя всем потомкам пример хранения Божиих заповедей.

Если ваш паломнический маршрут будет пролегать через Владимирскую землю, поклонитесь их гробу в Свято-Троицкой обители.  Монастырь находится по адресу: г. Муром (Владимирская область), пл. Крестьянина, д. 3 А.

Из Мурома праздник распространился по всей стране

Не сразу все соединилось, наверное, все же помогли святые своим землякам, потому что все пошло из Мурома: сначала в день Петра и Февронии там стали отмечать свой день города. Постепенно акцент в торжествах сосредоточился на семье, стали чествовать золотых юбиляров, за плечами которых полувековой  стаж семейной жизни, благодарили и награждали многодетных  родителей, ну и поздравляли молодоженов.

Интересный фактИз городского праздника по молитвам святых этот день вырос в общероссийский День семьи и был внесен в календарь решением властей в 2008 г.

Как отмечают эту дату православные

Икона святых благоверных кн. Петра и кн. Февронии

Свои особенности имеет приходское празднование, когда на Богослужение в этот день собираются семьями. На аналой в центре храма выносится икона святых, ее украшают цветами, совершается Божественная литургия.   Когда супруги совместно и молятся  и трудятся на приходе — это укрепляют семью. Самое же доброе, если у них и один духовник. Батюшка всегда поможет, посоветует, как выйти из трудного положения.

Например, с юмором… Помните, как в житии рассказывается?  Как с юмором и легкой иронией разговаривали молодые друг с другом:

А после совместного чтения жития всех порадует чаепитие. Новые свадьбы отложим до окончания поста, а прожившим долгую жизнь — поклонимся до земли. Простая полевая ромашка украшает медаль  «За любовь и верность», которой награждают в этот день за долгую совместную жизнь, и не только за верность и за любовь, но за терпение и мудрость, без которых невозможно сохранить семью. 

8 июля — настоящий праздник семьи и любви

Ромашка стала символом Дня семьи

Можно забыть коммерческие «валентинки», теперь в России есть свой  День семьи, любви и верности,  родной, летний, солнечный. Когда вместо формальной открытки с сердечком можно осыпать любимую голову ромашками, сплести венок и, взявшись за руки,  побежать по широкому лугу,  а потом упасть в траву и смотреть в небо, считая, сколько там деньков осталось еще у нас с тобой до венчания?..

Спаситель Петр

Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча.

Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий.

И когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.

Святые Петр и Феврония

Наверное, именно эти обстоятельства их жизни послужили тому, что святые Петр и Феврония стали покровителями семьи и брака. Действительно, какое красивое завершение жизни, как в сказке: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Кто из молодоженов не мечтает о таком?

Чудо о Петре и Февронии. Художник Георгий Юдин

Однако, подобную кончину надо еще заслужить. Вырастить прекрасных детей: сыновей-патриотов, дочь – супругу великого князя. Не предать друг друга в годину испытаний, оставаться всегда вместе, в радости и горе. Твердо хранить веру православную. Только тогда можно надеяться на ту милость, которая была оказана Муромским святым.

В сказании о Петре и Февронии есть много красивого. Вспомнился тот случай, когда ненавистники князя желали разлучить его с супругой. Однако святой князь избрал изгнание, лишь бы не разлучаться с любимой женой. Многие ли сейчас готовы последовать примеру святого?

День Семьи и Верности нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов и помнить. Но все же, вступая в брак, большинство молодоженов мечтают о счастье, о любви до гробовой доски.

Избирая покровителями брака Муромских святых, брачующиеся закладывают в фундамент своего брака пусть и один, но краеугольный камень. Если в этом доме будет фундаментом твердая вера, супружеская верность, любовь и взаимоуважение, если дети в этом браке будут воспитаны в христианских традициях, то ничто не сможет разрушить такой брак.

Любые невзгоды, испытания, бедствия могут лишь немного раскачать такой дом, но от этого каждый камушек еще плотнее приляжет к соседнему, и в результате дом такового брака станет лишь прочнее.

Не знаю, как много супружеских пар соединили за этот год святые Петр и Феврония. Я знаком лишь с одной. Вероника и Андрей, глубоко верующие христиане, познакомившись в дивном граде Муроме, увидели друг в друге ту единственную половинку, которую они искали всю свою, довольно продолжительную жизнь.

Ныне они муж и жена, несмотря на все препоны, которые возникали при рождении этого брака. Несомненно верую, что именно святые Петр и Феврония молились о заключении этого брака.

Троицкий женский монастырь в Муроме мало чем отличается от прочих обителей такого рода. Запрет на съемку (что уж там запрещать-то), четкие таксы на записки (монахини высчитывают количество имен в записке и сообщают цену), зеркальные стекла покоев не вызывают благорасположения.

Троицкий женский монастырь. Фото smileplanet.ru

Но когда подходишь к мощам дивных Муромских святых, все это напрочь забывается. Здесь молящийся остается наедине с Вечностью. Но наедине — не значит в одиночестве.

Именно у мощей чувствуется, что там, за порогом Вечности, предстоят святые Петр и Феврония, которые с любовью готовы поделиться с нами той радостью, которая некогда соединила их вместе, соединила неразлучно даже и по смерти.

Несколько раз монахи, недоумевая, как мощи благоверных князя и княгини оказывались в одном гробе, разлучали их, и каждый раз чудесным образом тела святых оказывались вместе. Так и погребли их – вместе монаха и монахиню.

И вот, преодолев своей верой оковы смерти, Петр и Феврония Муромские вновь с нами, и телесно в мощах, и духом пребывая в Боге, не оставляют и нас своим попечением.

С праздником, дорогие мои!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector