Духи воды у древних славян

Бадзула — древняя нечисть у славян

Такой древний дух в далекие времена заставлял людей бродяжничать. В славянской мифологии зачастую этот дух был женского рода. Если Бадзула добивалась желаемого, то у человека в тот же миг начинались неприятности. Все валилось из рук, ничего не получалось, а деньги уходили из дома, начинались ссоры с друзьями и родственниками.

С благодарностью Изанаги сделал паузу, перевел дыхание и поговорил с персиками, которые спасли ему жизнь: как они помогли Изанаги, помогли людям Японии, когда им нужна помощь. В этот момент персики стали божественными плодами. Но сама Изанами так рассердилась, что увидела, что все они не поверили ей, что она ушла, чтобы покончить с тем, что ее любимый муж был в жизни, потому что теперь она уже не жена, но она стала величайшей богиней ада. Но быстрый Изанаги смог закрыть вход в ад огромной скалой, но не совсем, так что, когда Изанами прибыл, она все еще могла угрожать ему, объявив, что он отомстит ему, убив одного человека за один день; но Изанаги не был встревожен потрясающими словами Идзанами, и он ответил, что если она убьет тысячу человек, он родит еще полторы тысячи сотен и прикроет весь вход божественной скалой, что предотвратит вход в дом мертвых, Из каждого предмета одежды, который он нарисовал, родился новый бог, до завершения дюжины божеств, столь же разнообразных, как конец дороги, пешеходов, больных, сомнений, сытости, пляжей, океана, похмелье, отдаленные берега и т.д. но также, купаясь в водах обета.

После этого человека впадал в депрессию, начинал много пить, тратил последние сбережения, уходил прочь из родного дома, в итоге оставался у разбитого корыта и уходил бродяжничать. А в это время Бадзула, очень довольная, питалась плодами своего труда.

Загрязнение царства мертвых было преобразовано в два отрицательных божества, восемьдесят зол и великое зло, на которые Изанаги ответил созданием двух доброкачественных богов, которые исправляют и очищают, кроме других шести богов, ответственных за дно, средней части и поверхности моря. Когда он увидел, что страшный посетитель был его братом, богиня с подозрением относилась к причинам, которые привели его к его королевству, потому что он боялся, что хочет схватить его. Так родилось восемь основоположников богов великих семей, причем имперский был одним из них, именно тот, кто оставил булавку левой косы Аматерасу.

Говорят, что выглядит Бадзула как престарелая женщина, прикрывающаяся старым дряхлым покрывалом. Грудь ее свисала аж до живота, а на коже виднелись глубокие рубцы.

Избавиться от неё было очень просто. Для этого человеку было необходимо хорошенько убрать в своем доме, вынести весь мусор из помещения, после чего выбросить его, став лицом на восток. В этот момент перед человеком показывался дух, который подталкивал его к бродяжничеству.

Но Сусано-о был опьянен гордостью за то, что смог создать больше богов, чем его сестра, предаваясь безумному разрушению царства Аматерасу, до такой степени, что она побежала, чтобы спрятаться от страха, в пещере в небе, преодолевая вход с большой скалой. Когда солнце исчезло, Япония стала темной, и небесные боги были встревожены. Чтобы восемьдесят тысяч божеств собрались на собрании, пытаясь решить удивительную тьму и нашли способ вытащить Аматерасу из ямы, устроив богиню Аманоузум, божественность шара, громко танцевать, пока все боги говорили крича и хихикая, Аматерасу, со своего укрытия, не мог не услышать радость этой вечеринки и хотел узнать причину такого волнения.

Как только вы избавитесь от своего мусора то, на мгновение появившись перед вами, Бадзула исчезнет.

Медь

Медь разрушает все виды волшебства. Звуки медных колокольчиков гонят прочь привидения.

В Германии медные кольца носили на руке для предотвращения судорог и подагры, а на груди — против эпилепсии, лихорадки, подагры и судорог в пальцах.

Медные амулеты и талисманы часто находят при раскопках и в Скандинавии, и в Китае. Талисманы обязательно должны были блестеть, чтобы их сияние ослепляло злых духов. Символами удачи, которые чаще всего изображались на медных украшениях, были желуди, птицы, звери, цветы, сердце и свастика (все эти символы, разумеется, имели мифологические ассоциации).

Как приручить домового

Домовой так же, как и кикимора, может досаждать своим хозяевам: он может мучить животных, которые ему не по нраву, может шуметь, стучать, а рассердившись на хозяев, даже душить их по ночам Особенно сильно характер домового портится, если в семье начинаются ссоры. Тогда его выходки становятся очень опасными – он может сорвать одеяло со спящих и даже сбросить их с кровати на пол. Особенно буйным домовой бывает 30 марта, с полуночи до первых петухов. В это время он не узнает домашних, поэтому к окнам лучше не подходить, а животных после заката запирать.

Что в таких случаях рекомендовали делать наши предки, как они избавлялись от проказ домового? Можно было попробовать заключить с ним полюбовный договор.

В полнолуние, в полночь, нужно было встать лицом к луне и сказать:

«Хозяин, встань передо мной, как лист перед травой, ни черен, ни зелен, а таков, каков я сам. Я принес тебе красное яичко». Домовой обязательно должен был появиться. Ему вручали яйцо, и он переставал досаждать. Но договор нужно было держать в тайне, иначе быть беде.

Если по-хорошему договориться не удавалось, прибегали к силовым методам. Так, например, хозяин мог взять нитку из савана мертвеца, вплести ее в плетку-трехрядку. В полночь, держа плетку в левой руке, он должен был бить по всем углам дома. Можно было также попробовать другой способ – перед входом в дом закопать череп козла или над дверью прибить голову сороки. Колдун, как правило, предлагал зарезать черного петуха в полночь, кровь выпустить на веник и тем веником вымести все углы в доме.

Конечно, это средство только на крайний случай. Лучше же договориться с домовым полюбовно. В этом случае есть возможность получить от него «неразменный рубль».

В чистый четверг нужно налить в миску борща с гречневой кашей, взять кусок крепко посоленного хлеба и отнести на чердак. Там поставить на центральную балку. Если домовой примет угощенье, то расплатится за него именно этим, столь необходимым в наше нелегкое время рублем.

Славянские демоны — Анчутка

У наших пращуров славян были различны и демоны, духи, нечисть, которая защищали, ужасали, помогали, пугали людей. Список славянской нечисти очень длинен. Однако есть особенные сверхъестественные существа, о которых нужно знать.

Эта религия природы, в которой нет догмы, и нет никаких различий между богами, людьми, животными, растениями и неодушевленной материей, является доктриной медитации, познания всеобщего единства, неразрывно связанным с полным признанием преобладающего порядка, в предположении социальных и семейных обстоятельств. Синто провозглашает необходимость в чистоте и требовании искренности. Чистота предполагает устранение заражения кровью, смертью, нечистыми продуктами и получена через очищающие обряды ими, мизоги и харая, которые достигают своего максимума в полугодовых празднованиях 30 июня и 31 декабря, во времена О-харе.

Некоторые с раннего детства известные людям. Это такие мифические персонажи, как Баба Яга
, Банник
, Кощей Бессмертный. С другими же демонами, вероятно, вы познакомитесь впервые. Например, с Анчуткой.

Это небольшой злобный дух. Рост его составляет всего несколько сантиметров. Его маленькое тело полностью покрыто темной густой шерстью, а вот на голове у него плешь. Одна из особенностей данной нечисти — это отсутствие пяток.

Эти книги, написанные Ясумаро в архаичном японском, в настоящее время трудно читать; это не тот случай, когда Хихомги был написан на языке, импортированном дворянами на китайском языке, и что он гораздо более обширный и сложный текст во вкусе двора, в котором также смешивается легендарное происхождение и предковые мифы с страниц фактической истории, но далеко от Коджики в их мифологических экспозициях. В период становления нашего мира, на его еще деформированной массе появились другие невидимые небесные божества, рожденные от первых тростниковых побегов.

Люди верили, что если произнести вслух имя этой нечисти, то она тут же появится перед вами. Обитают такие существа в водоемах и на полях. Главные их враги — это дикие звери.

Самые мирные Анчутки — полевые, они практически не появляются перед людьми до тех пор, пока их не позовут. Другие же любят проказничать. Однако их шутки очень злые и опасные. Поэтому лезть на рожон не стоит. Особенно злой дух может даже убить человека.

Затем, из еще более жаркой земли, семь поколений божественного возраста начались с Земли Вечного и Плодородного Ребента, которые были дополнены больше. Поздно с появлением сестер-божеств, мужчин и женщин из глины и песка, семени и жизни, братьев и лордов Великого дворца, божественных братьев поклонения и братьев-предшественников Изанаги и Идзанами, родителей Хиру-Ко, Эти боги не так, потому что синто не претендует на то, чтобы они поклонялись, но они являются мифическим объяснением некоторых предполагаемых фаз образования Вселенной, до появления первых легендарных поселенцев земли, братьев Изанаги и Идзанами.

Основная способность данного вида нечисти — искусство становиться невидимым. Кроме этого, существо может превратиться в любого зверя либо человека. В некоторых источниках указывается, что дух может перемещаться куда угодно в пространстве.

Для того, чтобы выбраться из цепких лап Анчутки, достаточно бросить в него немного соли или дотронуться железом. Однако, если дух облюбовал какой-то дом, то выгнать его туда можно только если полностью сжечь строение.

Затем они начали поворачиваться в противоположном направлении вокруг этой колонны, пока они не встретились, но Изанами сказал сначала слова любви к своему брату, когда они обернулись вокруг него. Позже братья были едины, они родили сына, ХируКо, который был слишком слабым, который был оставлен в воде на плоту; позже у них была дочь, которая также не удовлетворяла и что они обратились на острове Ава, то есть на побережье Осаки. Недовольные этими первыми двумя сыновьями, они отправились на Небеса, чтобы посоветоваться с божествами, которые пришли к выводу, что эти роды были катастрофическими, потому что Изанами говорил перед человеком.

В каждом ли огороде есть дух-защитник

Если огородный дух живет на земле, но не участвует в огородных работах, нужно просто разбудить его. Для этого в начале весны, перед садово-огородными работами, следует взять какие-то лакомства (например, печенье с медом и маслом, а также стаканчик молока или кваса) и оставить их под деревом у изгороди, сказав при этом слова приветствия уважаемому духу. Такой простой ритуал следует повторять несколько раз в течение всей весны и лета.

Но делать все это нужно лишь в том случае, если вы твердо решили заниматься своим участком, что предполагает трудолюбие и готовность к тяжёлому труду. Если будете отлынивать от работы, Огородник обидится и уйдет – и больше вы его не увидите. А если к тому же вам попадется мстительный товарищ, он перед уходом еще и накажет вас – напустит на ваши грядки сорняки и нагонит вредителей.

Если вы заподозрили, что на вашем огороде нет духа-защитника, расстраиваться не стоит: Огородника можно призвать на свой участок. Порой, когда хозяева активно ухаживают и заботятся о своей земле, Огородник на ней сам появляется.

Но не всегда этого бывает достаточно: в некоторых случаях, сколько бы хозяева ни старались, Огородник к ним не приходит. Тогда следует самим позвать его. Для этого нужно начиная с 1 мая, в день Кузьмы-огородника, по вечерам класть по углам участка небольшие подношения (сколько углов – столько и дней).

Также следует проследить за целостностью забора, который огораживает участок, и, если на нём есть какие-то дефекты, – тут же устранить их. Если забора на участке вообще нет, то его обязательно следует установить, – иначе Огородник, даже если он появится, надолго у вас не задержится.

Водяной

Водяной – второй из наиболее известных в наше время духов природы. Само его имя говорит о том, что он является хозяином водной стихии. В различных местах его называют также водовиком, водяным дедушкой, а до революции – речным барином или даже царём. Эти имена прозрачно намекают на особую силу и богатство водяного, с другой стороны, чувствуется и скрытый страх перед ним, которого не было, когда речь заходила о лешем. Действительно, многие рассказы о водяном хозяине утверждают, что он злобен, хитёр и злопамятен. Человека он предпочитает в виде утопленника и поэтому всегда препятствует людям, которые стараются спасти утопающего.

Внешний вид у водяного непривлекателен. Он, также как и леший, представляется получеловеком-полуживотным. Однако, если о лешем достоверно известно, что в своём натуральном виде он имеет козлиные копыта и даже хвост, то нижняя часть туловища водяного в известных нам материалах не описывается, об этом как-то скромно умалчивается, причём не зависимо от места, где делались записи. Итак, мы можем только гадать, хвост ли у него, как у русалки, или ноги, но с перепонками между пальцев, как у водоплавающих птиц.

Как же описывают верхнюю часть туловища, ту, которая обычно видна из воды? В большинстве случаев очевидцы сходятся на том, что водяной стар. Дальше показания расходятся. Одни утверждают, что водяной чёрный и не разобрать, то ли на нём шерсть, то ли одежда. Другие считают, что он покрыт мхом и болотной травой, и сомневаются только в том, одежда ли это или элемент его кожного покрова.

Непременным атрибутом внешности водяного является длинная зелёная борода. Собственно, водяной, вероятно, целиком покрыт длинными волосами (сейчас мы не обсуждаем их качество, а только сам факт наличия). Говорят, что он любит подниматься по ночам в полнолуние, сидеть на прибрежных камнях и расчёсывать бороду.

Ростом водяной, по мнению рассказчиков, выше обычного человека. На некоторых лубочных картинках его изображают выше более чем в два раза. Нам представляется это маловероятным (во всяком случае, по отношению к нашим, местным водяным), поскольку глубина многих наших водоёмов не достигает таких размеров, а о свойстве «складываться», т.е. менять свой рост в зависимости от окружающей среды, рассказы не упоминают.

Лицом водяной схож с человеком. Глаза у него большие, с ладонь величиной, и красные, а нос – как сапог, не меньше.

В Пермской губернии рассказывали, что иногда водяной может показаться людям и прозрачным, словно изо льда, голым, с кожей цвета налимьей шкуры. Объяснялось это тем, что налим, также как сом и раки, входит в рацион водяного. С этой точкой зрения согласны и жители Ярославской и Владимирской губерний, поэтому там тоже не употребляют в пищу ни налима, ни сома, ни раков.

Во Владимирской губернии также утверждали, что водяной может показаться людям не только в виде старика, но и обнажённого мальчика. Он прыгает прямо в расставленные рыбаками сети, а в этом месте потом оказывается огромная, как будто прожжённая, дыра. В других местах объясняли свойство водяного омолаживаться его тесной связью с луной: на молодую луну он молод, а на старую – стар.

Водяной владеет искусством оборотничества. Он может принять образ чёрной собаки, но чаще предпочитает выступать в виде рыбы, иногда даже крылатой. В многочисленных озёрах Олонецкого края водяной являлся рыбакам щукой огромной величины и необыкновенно увёртливой. Немало рассказов ходило здесь о том, как рыбаки, уколов острогой щуку-водяного, обрекали себя на скорую гибель – водяной топил не только лодку, но и своих невольных обидчиков. В Тамбовской губернии водяные предпочитали днём плавать в виде огромных сомов (причём рассказывали, что именно такие сомы легко могут затянуть под воду поросёнка, ребёнка и даже взрослого человека), поэтому в этих местах не ловили рыбу на больших глубинах. Рыбаки стремились также избежать ночного лова с подсветкой, так как верили, что водяной этого не любит и жестоко отомстит нарушителям своего покоя.

По некоторым русским поверьям, водяные, как и лешие, являясь духами водной стихии, и возникли вместе с ней. Однако более распространённой, вероятно, после принятия христианства на Руси, стала версия их происхождения от восставших против Бога ангелов. Господь низверг их на землю, где те из них, что попали на сушу, превратились в леших, а те, что попали в воду – в водяных. Ещё одна христианская версия утверждает, что водяные ведут своё происхождение от тех детей, которых в раю стыдливый Адам спрятал от Бога. Но наибольшим распространением пользовалась следующая точка зрения: водяные произошли от проклятых людей, заложных покойников, трупы которых нередко сбрасывались в воды озёр и омутов.

Этимология и значение

Слово, писавшееся в дореформенной орфографии как «бѣсъ», родственно укр. біс, болг. бесъ́т, серб. би̏jес — «ярость», словен. bė̑s — «злой дух», чеш. běs, польск. bies. Родственно лит. baisà — «страх», baisùs — «отвратительный, мерзкий, ужасный», лат. foedus — «мерзкий», греч. πίθηκος — «обезьяна». Возможно, восходит к лит. baidýti — «пугать» и рус. «боя́ться».

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, «славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остаётся под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода».

Одно из самых древних названий беса, синоним чертёнка, — анчу́тка, анчу́тка беспятый. В белорусских поверьях Витебской губернии главу бесовской силы называли «Люцы́пыр, Анчи́пыр, Сато́н дъябольский».

Святой Никита Бесогон, побивающий беса. Первая половина XVI в., Государственная Третьяковская Галерея

Впервые слово бес было упомянуто в XI веке в «Слово о законе и благодати» и фигурирует в составленной в начале XII века «Повести временных лет» и в других русских летописях как обзывание всех языческих божеств и духов, в частности Велеса, то есть было синонимом слова демон. Слово бес взаимозаменяемо с чёрт и дьявол.

В церковнославянских и русском синодальном переводах Библии этим словом переведено греческое слово «даймон» (δαίμων); тогда как в еврейском оригинале использовалось слово «шедим» (‏שֵׁדִים‏‎). При этом в английском и немецком переводе Библии δαίμων переведён как дьявол (англ. devil, нем. teufel).

Примечания

  1. Белова О. В., Виноградова Л. Н., Топорков А. Л. Земля // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 315—321.
  2. ↑ ПВЛ 1950 I, с. 56.
  3. ПВЛ 1950 I, с. 25, 38-39, 52, 56, 80-81; Новгородская I летопись (989 г.), Новгородская IV и Софийская I летописи; Беседа трёх святителей; Хождение Богородицы по мукам и др.
  4. ПВЛ 1950 I, с. 56; Беседа трёх святителей; Слово о полку Игореве, с. 36; Хождение Богородицы по мукам, 23.
  5. ПВЛ 1950 I, с. 56, 197—198 (Ипатьевская летопись); Слово о полку Игореве, с. 17, 19.
  6. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово о полку Игореве, с. 12.
  7. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере; Слово св. Григория… о том, как поганые кланялись идолам и др.
  8. ПВЛ 1950 I, с. 25, 52; Проложное житие св. кн. Владимира
  9. Слово о полку Игореве, с. 7
  10. Слово Исаии пророка, истолковано св. Иоанном Златоустом, о поставляющих вторую трапезу роду и рожаницам
  11. ПВЛ 1950 I, с. 197—198 (Ипатьевская летопись).
  12. Боги / Топоров В. H. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 210. — ISBN 5-7133-0704-2.
  13. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Сварог, Сварожич // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  14. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере и др.
  15. Слово о полку Игореве, с. 6, 14, 19, 35; Слово и откровение свв. апостол; Хождение Богородицы по мукам, 23.
  16. Гельмольд I, 52; II, 12; Саксон Грамматик XIV, 564.
  17. Эббон III, 1; Герборд II, 32-33.
  18. Титмар VI, 22-23. Другие источники представляют собой, видимо, уже позднейшие компиляции.
  19. Гельмольд I, 52; Книтлингсага, 314. Как противоположность ему, некоторыми исследователями на основании косвенных источников реконструируется Белобог.
  20. Гельмольд I, 52, 69, 83.
  21. Письмо магдебургского архиепископа Адельгольта, 1108 год (некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу его подлинности)
  22. Гельмольд I, 83.
  23. Гельмольд I, 52.
  24. По предположению Р. О. Якобсона, были богами трёх времён года.
  25. Эббон III, 8; Герборд III, 6.
  26. ↑ Саксон Грамматик XIV, 577.
  27. , с. 81—85.
  28. , Впервые упоминается в увещевании св. Тихона Задонского жителям Воронежа, 1763 год;, с. 81—85.
  29. , с. 98—99.
  30. , с. 97.
  31. , с. 289.
  32. В. Маннхардта, Дж. Дж. Фрэзера, В. Я. Проппа.
  33. , с. 89—92.
  34. ↑ Слово св. отца нашего Иоанна Златоустого и др.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector