Происхождение образа бабы яги

Где находилась сказочная избушка?

О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.

Сначала сказочный герой (Иван-царевич, Аленушка, Марья Моревна или другие персонажи) отправляется в путь. Идет очень долго, прежде чем окажется за тридевять земель, что значит — очень далеко, на краю света, в чужом для героя, неизвестном и опасном месте. Далее герой набредает на уединенный домик.

Это и есть избушка, где живет Баба-яга. Она, как правило, располагалась в дремучем лесу, но не в самой чаще, а на опушке — своего рода границе между лесом и полем. Изба, как бы, служила предупреждающим знаком: смотри, путник, сразу за мной начинаются лесные дебри, где ждут тебя непроходимые тропы, дикие звери, лешие да кикиморы. В далекие времена, когда складывались сказки, лес и вправду был для человека полон опасностей, порой даже смертельных.

Кроме того, лес в народном сознании всегда противопоставлялся дому и хозяйству — как неосвоенное, полное опасностей пространство. Ведь в дремучей чаще леса дома быть не может. Поэтому и Баба-яга, понимаемая как персонифицированный образ леса, выступала существом, даже если и помогающим герою, все равно остающимся опасным. Как известно, связь женского начала с образом леса (или дерева) — одно из древнейших мифологических представлений.

Дом, где жила Баба-яга, мог находиться на самой высокой горе или у болота. Болота, леса, горы — в устах сказителей все эти места были одинаково полны опасностей и опять-таки противопоставлены обжитому пространству дома.

Литература

на русском языке
  • Баба-Яга // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Владос: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — Т. 1. А – Ж. — ISBN 5-8465-0037-4.
  • Баба-Яга // Новая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — Т. 2. Ар – Би. — С. 78. — 256 с. — ISBN 5-85270-192-0.
  • Баба-яга // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Перхта / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 18–20. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Яга 2 ; Баба // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • (4.03.2016)
  • Яга / Петрухин В. Я. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 614. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Потебня А. А. Баба-Яга // О мифическом значении некоторых поверий и обрядов / добав. П. Лавровский Критический разбор исследования А. Потебни. — Чтения в обществе истории и древностей российских при Моск. Унив. — М. : в университетской типографии, 1865. — Кн. III. — С. 85—232.
  • Георгий / Толстой H. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 496–498. — ISBN 5-7133-0704-2.
на других языках
  •  (белор.)
  • Дубровський В. Г. Словник московсько-український. — К.: Рідна мова, 1918. — 542 с.

Фильмы и мультфильмы

  • Мировую известность Милляру принесла роль Яги  в фильмах «Василиса Прекрасная«, «Морозко«, «Огонь, вода и… медные трубы«.
  • В серии мультфильмов про домовёнка Кузю Яга пытается украсть домовёнка, чтобы он контролировал её избушку.
  • В 16 серии «Ну, погоди!» появляется Баба-яга. Волк крадёт у неё метлу.
  • В мультфильмах «Баба Яга против!» Яга выступает как противник медвежонка Миши. Она сердита, что не её выбрали символом Олимпиады (являет пародией на Америку).
  • В мультфильме «Барток Великолепный» Баба-Яга живёт в Железном лесу. Она помогает Бартоку найти царевича.
  • В фильме «Книга Мастеров» помогает Ивану найти слёзы Каменной Княжны. Кроме того она является матерью Княжны.
  • Баба-Яга появляется в некоторых мультфильмах про богатырей.
  • В мультсериале «Сказочный Патруль» выясняется, что Ядвига Петровна на самом деле Баба-Яга. Она водит экскурсии по Мышкину и является стражем ключей от Мира Сказок.
  • В «Новогодних приключениях» Баба Яга является членом группы Диких Гитар.
  • Баба Яга основной антагонист в мультсериале «Царевны«.
  • В мультфильме «Сказка сказывается» является младшей сестрой Кощея.
  • В мультфильме «Бабка Ёжка и другие» и «Новые приключения Бабки Ёжки» является положительной героиней.
  • В новом фильме про Хеллбоя Яга основная злодейка и враг Хеллбоя. Так она планирует воскресить Нимуэ, чтобы отомстить Хеллбою.
  • Яга появляется в мультфильме «Два богатыря», где помогает казахскому богатырю.
  • В фильме «Последний богатырь» она положительный персонаж, колдунья и знахарка, помогает главному герою Ивану одолеть Добрыню Никитича и его супругу Варвару. Ее роль исполняет Елена Яковлена.

Книги и прочее

  • Её легко встретить в любой русской сказке. Причём в некоторых сказках (например в сказке о живой воде) у Яги есть сёстры.
  • В книгах Белянина о тайном сыске Яга — экперт-криминалист лукошкинской милиции. Великолепно разбирается в делах, касающихся магии. Так же упоминается, что она родственница Кощея, а так же имеет трёх дочерей.
  • В цикле о Тане Гроттер Ягге — врач в Тибидохсе. Знакома со многими языческими богами.
  • В книге «Вниз по волшебной реке«, Яга — тётушка бабушки мальчика Мити и тётя Василисы Премудрой.
  • В комиксах о Хэллбое Яга — бабушка Распутина.
  • Упоминается в сатирической сказке «О бедном Кощее замолвите слово» .
  • В книге «Марья Бессмертная» она следит и заботится о дочери Кощея в человеческом мире.
  • В книгах Дмитрия Мансурова Яга – первый искусственный человек.
  • Появляется в книгах о домовёнке Кузе.

Интересные факты

Баба-Яга никогда не передвигается пешком. Если требуется добраться, например, до Северного плюса, она воспользуется ступой. В качестве «руля» старушка применяет пестик. Чтобы людям не было видно следов от уникального транспортного средства, бабуся маскирует их метлой, прикрепленной к ступе.

Картинка взята с сайта YouTube

Вместе с Ягой в избушке проживают умные, но опасные животные: кот, ворон и змея. Они верой и правдой служат хозяйке, готовы пойти на любые поступки ради неё. Если оказаться в домике у старушки, когда та пребывает в приподнятом настроении, то бабуся поможет путнику. Подскажет ответы на интересующие вопросы, покормит и уложит спать.

Если Ягуся не в духе, то способна украсть малое дитя и запечь его на огромной лопате. К взрослым старуха относится иначе, а вот малышей не любит. Наши предки искренне верили, что бабка является законной супругой самого Кощея Бессмертного. Более того, у них есть три дочери, управляющие ветрами, метелями и бурями.

В старые времена ужас при упоминании Яги испытывали не только дети, но и взрослые. Если за окном разыгралась буря, считалось, что злая ведьма лютует и метет помелом.

Баба-Яга — индоевропейка

Ряд специалистов возводят происхождение Бабы-яги к тем древним временам, когда индоевропейцы еще не разделились на разные народы. Делать такие предположения позволяет имя Яга, которое, безусловно, созвучно с «йог».

Баба-яга ведет отшельнический образ жизни, живет в пустынной местности, ей ведомы многие тайны, судя по всему, она очень стара, но на редкость бодра и сильна — многое напоминает отшельников-йогов — да и передвигается она в ступе. «Ступа» — так называются храмы в некоторых индуистских культах. Другие специалисты возводят имя Яга к имени древнеиндийского бога смерти Ямы. И здесь тоже нет особых противоречий, поскольку Баба-яга имеет все черты божества, охраняющего вход в царство мертвых.

Откуда взялась Баба Яга

Филолог-славист А.А. Потебни отлично разобрался в этом вопросе еще в позапрошлом веке. Он проел целое исследование Яги и мифических персонажей других народов. Немецкая Хольда, итальянская Бефана (ее по сей день под новый год почитают в Италии – она там вместо Деда Мороза подарки детям носит), Ежи-Баба поляков и чехов, богиня Хель скандинавской мифологии – все эти существа так или иначе имеют сходные черты с нашей Бабой Ягой.

В итоге Потебни пришел к выводу: «…Яга посылает души на свет и принимает их оттуда; она, как одно лицо с Мораной, имеет ключи от неба, следовательно, непосредственную власть не только над душами людей, но и над природой».

Именно он первый предположил, что речь идет о забытой языческой богине, и называть Ягу просто лесной ведьму неправильно. Она могла являться той, кто дарит и жизнь, и смерть, именно ее во многих сказках называют Марья Моровна (Моревна). Любопытно, что этот персонаж описывался, как имеющий две ипостаси: очень красивой молодой женщине, которая творила страшные дела и карги-старушки, которая не смотря на крючковатый нос, костяную ногу была больше советчицей и помощницей в делах героев сказок.

Все про Бабу Ягу

Происхождение термина

В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —

Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги

В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Классическое изображение Бабы-Яги

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.

Баба-Яга в сказке «Василиса Прекрасная»

Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» — это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.

Избушка на курьих ножках

Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.

Баба-Яга и Иван-дурак

Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Юная Баба Яга

Яга или, как её ещё называют, Ягишна, Ягибиха — один из самых запоминающихся и неоднозначных образов, сформированных в рамках славянской культуры. Считают, что Яга является дочерью повелителя потустороннего мира — Вия. Взгляд чудовища может мгновенно убить любого человека. Особенностью этого существа также является то, что он обладает чрезмерно длинными веками и, чтобы их поднять, ему требуется посторонняя помощь.

В юном возрасте Ягишна могла посоревноваться в красоте с богиней любви Ладой. Она часто находилась в скитаниях по подземному царству, благодаря чему:

  • обрела необыкновенную физическую мощь;
  • изучила искусство тёмной магии;
  • научилась понимать язык животных и растений;
  • стала необычайно сильным воином.

Повелитель Царства мёртвых долгое время пытался выдать свою дочь замуж, но этому не суждено было случиться, т.к. главным условием Яги было то, что будущий супруг должен одолеть её в поединке.

В современном мире более распространён образ Бабы Яги в качестве уродливой, пугающей старухи, вынужденной жить между мирами живых и мёртвых. Считают, что боги прокляли бессмертную колдунью за её деяния, отобрав у неё вечную молодость и неземную красоту. Часто её приписывают роль проводника душ между мирами.

Актерский состав

  • Роль Егора досталась Олегу Чугунову. Он снимался в фильмах «Дружина», «Ленинград 46», «Осколки счастья 2».
  • В роли Даши начинающая актриса Глаша Голубева («Подводник»).
  • Антона сыграл Артем Жигулин. Среди фильмов с его участием «Нелюбовь», «Учителя».
  • В роли отца Егора Алексей Розин («Пекарь и красавица», «Ивановы-Ивановы»).
  • Марта Тимофеева исполнила роль Сеты. Эта юная актриса много снимается. Зрители знают ее по фильмам «Секта», «Проводник», «Время первых».
  • В роли Юли, мачехи Егора, снялась Марьяна Спивак. Она снималась в кинолентах «Шифр», «Эпидемия».
  • Роль мамы Егора досталась Жене Евстигнеевой («Синичка 2»).
  • В роли мамы Даши Ольга Макеева («Содержанки 2 сезон»).

В словаре Фасмера Макса

I яга́I: ба́ба-яга́, также яга́-ба́ба, яга́я, прилаг., укр. ба́ба-яга́ – то же, блр. ба́ба-яга́, наряду с укр. язi-ба́ба «ведьма, волосатая гусеница», я́зя «ведьма», ст.-слав. ѩѕа μαλακία, νόσος (Остром., Супр.), болг. еза́ «мука, пытка» (Младенов 160), сербохорв. jéзa «ужас», jèзив «опасный», словен. jézа «гнев», jezíti «сердить», др.-чеш. jězě «lamia», чеш. jezinka «лесная ведьма, злая баба», польск. jędzа «ведьма, баба-яга, злая баба», jędzić się «злиться».Праслав. *(j)ęgа сближают с лит. ìngis «лентяй», лтш. îgt, îgstu «исходить, чахнуть; досадовать», îdzinât «вызывать досаду, раздражать, дразнить, делать противным», îgns «досадный, недовольный», др.-исл. ekki ср. р. «скорбь, боль», англос. inca «вопрос, сомнение, скорбь, спор»; см. Бернекер I, 268 и сл.; М. – Э. I, 834; Траутман, ВSW 70; Хольтхаузен, Awn. Wb. 48; Фортунатов, AfslPh 12, 103; Лиден, Studien 70; Милевский, RS 13, 10 и сл.; Миккола, Ursl. Gr. I, 171; Торп 28; Поливка, RЕS 2, 257 и сл. Связь с др.-инд. yákṣmas «болезнь, истощение» оспаривается, вопреки Лидену (см. Бернекер, там же; Уленбек, Aind. Wb. 234), точно так же, как с алб. ídhëtë «горький», гег. idhëním, тоск. idhërím «горечь, гнев, досада, печаль», вопреки Г. Майеру (Alb. Wb. 157); см. Иокль, Studien 20 и сл.; равным образом лат. аеgеr «расстроенный, больной», которое часто привлекали для сравнения, едва ли сюда относится, вопреки Бернекеру; см. Траутман, там же, и особенно Мейе – Эрну 18. Невероятна также реконструкция праформы *jěgа (Бернекер), против чего уже Соболевский (ЖМНП, 1886, сент., 150), точно так же, как сближение с яга́ть «кричать» и егоза́, вопреки Ильинскому (ИОРЯС 16, 4, 17). Нужно отклонить попытки объяснения слова яга́ как заимств. из тюрк. *ämgä, ср. кыпч. emgen- «страдать» (Кнутссон, Раlаt. 124), или из фин. äkä «гнев» (Никольский, ФЗ, 1891, вып. 4–5, 7).II яга́II «шкура жеребенка», оренб., сиб. (Даль), «шуба из козьих шкур мехом наружу», тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, 518). Из леб., кюэр., бараб., крым.-тат., уйг. jаɣа «воротник», тур., тат., чагат. jaka – то же (Радлов 3, 25, 39).

Особенности образа

Яга, Ягибиха, Ендза, Ягишна — популярный персонаж славянского фольклора. Изначально Ягой называлось женское божество со змеиным хвостом и желтыми глазами. Богиня провожала души усопших в Земли предков.

Здесь прослеживается сходство Ягишны с древнегреческой Ехидной, которая имела верхнюю половину тела, как у земной женщины, а нижняя половина была змеиной.

Согласно античной мифологии, Ехидна была супругой Геракла. От этого союза произошли племена скифов. В фольклоре Яга играет важную роль. Герои обращаются за помощью к грозной старухе в безвыходных ситуациях.

Образ Яги со временем менялся, дополнялся новыми чертами. Змеиный хвост героини превратился в костяную ногу. У всех народов кость является символом небытия, смерти, разрушения. Имея неразрывную связь с миром усопших, колдунья могла оказывать влияние на судьбы живых людей.

В некоторых поверьях Ягишна выступает помощницей Смерти. Вместе со Смертью Яга путешествует по земле и забирает человеческие души. Если верить одной легенде, Ежка и ведьмы, которые служат ей, питаются душами умерших.

Считалось, что Яга может некоторое время жить среди людей под видом обычной женщины, но от обычной крестьянки Ягишна отличается огромной колдовской мощью. При желании старуха может исцелить человека, но если ее разозлить, Баба Яга сгубит неприятеля, наслав на него колдовство. У бабки-ведуньи много слуг. Среди них — коты, змеи, ящерицы. Ягу боятся и слушаются младшие ведьмы.

Бабка летает в железной ступе. «Колесница» может замедлять или увеличивать скорость. Когда ведьма желает быстро мчаться в ступе, она стучит по ней пестом. Чтобы не оставлять за собой следов, Яга заметает их помелом. Иногда бабка запрягает в ступу чертей. Бесы везут свою хозяйку по воздуху. Увидев такую картину, люди немеют от ужаса.

У старухи есть немало сокровищ. Ей известны все тайны и человеческие помыслы. Еще до того, как путник подойдет к ее избушке, Ягибиха знает, кто к ней пожаловал и с какой целью.

В сказках и преданиях прослеживается 4 ипостаси колдуньи.

  1. Воительница. Ягая (т. е. «грубая») женщина имеет меч-кладенец и обладает большой физической силой. Чтобы навести страх на людей или просто забавы ради, она сражается с богатырями. Ведьма может вырезать ремень из спины побежденного врага.
  2. Похитительница. Она странствует по свету и похищает детей. Некоторых малышей старуха убивает и съедает. В легендах указано, что своих жертв Ягишна жарит в печи. Распространенный сюжет сказок: ведьма утаскивает ребенка в свою лесную избушку. Затем пленнику удается перехитрить бабу и сбежать.
  3. Союзница героя. Яга видит прошлое и будущее и помогает достойным людям. Старуха радостно встречает героя, пришедшего к ней в избушку. Она парит путника в бане, кормит вкусным ужином. Затем Баба Яга дает гостю полезные советы. Ягишна может подарить человеку волшебный предмет (зачарованное зеркало или клубок, ведущий к замку Змея Горыныча).
  4. Повелительница стихий. Колдунья может по своему желанию вызвать бурю, остановить дождь.

Космическая версия существования Бабы-Яги

Во-первых, красотой Яга не отличалась, но кто когда смог привыкнуть к внешнему виду инопланетян?

Во-вторых, летательный аппарат. Достаточно шумный, в виду работы реактивного двигателя. Огненная метла есть не что иное как факел от двигателя. Появление бабы Яги сопровождал неминуемо гул, шум и треск, от которого валились деревья. Как только летательный аппарат производил посадку на специальных поставках, древний,«темный» человек, наблюдающий за данным устройством, не мог придумать другого им названия, кроме «куриные ноги».

И вовсе не ела Баба Яга людей, а проводила лабораторные исследования. Четвертовала трупы, сливала кровь, разбирала по костям и высушивала их для коллекции. Чем не инопланетное создание, в собственных целях, так и непонятых, навещавшее нашу планету в древности? В принципе, как и сегодняшние Иноземные гости в НЛО.

Причины поиска Яги людьми

Сама колдунья и ее жилище внушали людям страх, но некоторые смельчаки приходили навестить Ягу. Предания подают несколько версий, что приводит юношей и девушек к избе Ягишны.

  1. Стремление укрыться от преследователей.
  2. Сложная жизненная ситуация (исчезновение невесты, козни злой мачехи).
  3. Жажда тайных знаний.

Ведьма обращается с гостями по-разному. Некоторых людей она убивает, а некоторых спасает от гибели. На старуху не действуют льстивые разговоры или благородное происхождение гостя. Она испытывает уважение к смелым, трудолюбивым и вежливым героям.

Арийское происхождение Бабы Яги

Яга – известная личность, но откуда пошло ее имя? Баба Ёжка, от Яша, Ящур, а далее пращур. Пращуры – прародители всех живых, то есть Баба Яга занимала почетную должность в пантеоне древних Язычников. Она, как жрица, обладает правом проводить обряд инициации (как Яга, сажая в печь героев) подростков.

По некоторым версиям в Африке есть племя Яга. О нем рассказывали английские моряки, приходившие в ужас от сложенных там веками порядков. В племени процветал матриархат, жрица носила на себе берцовую кость убитого зверя. Так же был там естественным каннибализм.

На языке коми Яга – это бор. То есть женщина, живущая в лесу. Во многих индоевропейских языках есть слово характерное звучанию Яга, и обозначает оно  «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражаться, скорбить»

Обратимся к избушке. Прототип избушки – домик, в котором хоронили умершего, вернее его прах в древности. Гроб ставили на старые пни, корни которых торчали из земли и явно напоминали куриные ноги. Либо эти пни окуривали дымом, поэтому «курьи» вовсе не курьи, а «курные» ноги. В таком неподвижном состоянии, как и Баба Яга в сказках, находились мертвые среди живых. Они не видели их, считалось, могли уловить их «живой» запах, неприятный мертвым. Как говорила Баба Яга: «Русским духом пахнет».

Баба Яга – это образ застрявшего на границе миров похороненного не по традиционным обрядам человека. Ученый Пропп полагает, что пытаясь накормить гостя, баба Яга приглашает его в мир мертвых. «Еда отверзает уста умершего», герой словно умирает временно, чтобы пройти сквозь испытания потустороннего мира. Часто в сказках сама избушка «пирогом подперта», а в западных сказках это пряничные домики.

Еще одна легенда о Бабе-Йоге, Йогине-Матушке – вечнопрекрасной, доброй, сердечной богине-покровительнице детей и сирот. Она путешествовала на огненной небесной колеснице, иногда верхом на коне по землям, на которых жили потомки Рода Великой Расы и собирала беспризорных детей-сирот. И в каждом Славяно-Арийском поселении ее узнавали по излучающей огненной доброте.

Детей она оставляла у подножия Ирийских гор на Алтае, чтобы они не были истреблены, как последние представители Арийской и Славянской рас. Йогиня проводила огненный обряд инициации подростков  в Капище, высеченном внутри горы.

Пошаговая инструкция

Чтобы создать костюм бабы Яги необходимо сначала хорошо представить себе образ лесной жительницы. Она жила в лесу, ходила в старой потертой одежде, носила на голове платок. Отличительные черты – горб на спине и длинный нос крюком.

Нам понадобятся:

  • длинная юбка в пол черного, коричневого, серого или темно-синего цвета;
  • свободная рубашка с длинным рукавом;
  • фартук;
  • жилет;
  • головные уборы;
  • небольшая подушка или в несколько раз сложенная ткань для создания горба на спине;
  • калоши или другая колоритная обувь;
  • мешковина и кусочки ткани для создания заплаток.

Интересно! Новогодний корпоратив 2020: что лучше надеть

Юбка и кофта

Это самые простые элементы модного костюма бабы Яги. В качестве кофты используют ненужную объемную рубашку. Можно взять мужскую. Рукава следует обрезать, придав краям небрежность. Задекорируйте контрастными заплатками, нашейте их, используя толстые цветные нитки.

Аналогично дело обстоит и с низом наряда. Найдите на антресолях старую трикотажную длинную юбку. Хорошо, если она будет максимально свободной и старой. Подойдет изделие на резинке.

Вещи необязательно должны подходить друг к другу по цвету. Не задумывайтесь над этим, чем сильнее диссонанс, тем лучше. Идеально подойдет принтованная одежда, например, в клетку, горох или цветочек.

Фартук

Баба Яга любит готовить, например, варить различные зелья. Поэтому она носит фартук. Если у вас нет старого, засмоленного аксессуара, состарьте его искусственно. Сделать это несложно. Светлое изделие замочите в чайной заварке, добавьте колоритных пятен с помощью краски. Заплатки подойдут и для фартука.

Если фартука нет, то вместо него можно повязать платок, цветастый или шерстяной.

Жилет

Жилет – одна из сложных деталей наряда, если конечно у вас нет под рукой подходящего варианта. В противном случае придется шить. Идеально будет выглядеть жилет из грубых материалов, искусственной кожи, замши, мешковины. Если подходящего аксессуара не найдется, можно взять прямоугольный отрез ткани и прорезать в нем дыру под голову, немного наметать под руками.

На готовом изделии нужно сделать несколько дырок, а низ срезать так, чтобы получился асимметричный край.

В качестве застежки используйте одну большую пуговицу. При этом покупать пуговицу не обязательно, вместо нее можно использовать пластмассовую крышку или плотную бумагу.

Если дома есть старый меховой воротник, его можно использовать в качестве чучела любимого кота бабы Яги. Пришейте его на плечо с помощью нитки и иголки. Также можно воспользоваться мягкой игрушкой кота.

Головные уборы

Повяжите платок на голову в виде повязки. Сверните аксессуар в несколько слоев и завяжите спереди узлом. Цвет платка неважен. Он может быть как светлым, так и в темных тонах.

Интересно: Веселые игры и конкурсы на Новый год 2020 для корпоратива

Обладательницы коротких волос могут надеть на голову парик из седых или черных волос. Длинные локоны можно смазать гелем для укладки, это создаст эффект грязных волос. Парик тоже не должен быть слишком аккуратным. Уместен аксессуар ярких оттенков, например, красного, зеленого, фиолетового.

Горб

Для создания горба понадобится небольшая подушка. Для удобства пришейте к ней лямки, как на рюкзаке, и разместите под рубашкой.

Дополнить образ можно полосатыми чулками или гетрами, капроновыми колготами с дырками и стрелками.

Обувь

Лучший вариант обуви – калоши. При этом не обязательно оставлять их просто черными, можно разрисовать или надеть сверху носок – фантазируйте. Неплохо будут смотреться сланцы, домашние тапочки или валенки. Для современной бабки подойдут угги или кеды – смотрится очень прикольно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector