Ярило

Коловрат

Оберег коловрат относится к солярному символу, является мужским талисманом.

Оберег коловрат обладает значительной силой и получил большое распространение среди мужчин нашего времени. Внешний облик оберега: 8 лучей замкнутых в круг. Символ олицетворяет непрерывность движения. Обладает большой силой.

Талисман с изображением знака коловрат привлекает удачу, помогает сохранять здоровье (душевное и физическое), способствует удачи в делах и любви, также является знаком плодородия.

Солнцеворот является символом сразу 3 богов славянского солнца: Ярило, Даждьбог и Хорс.

Если лучи направленны по часовой стрелки, оберег называется грозовик, а против — громовик.

Грозовик олицетворяет летнее солнцестояние, а громовик — зимнее.

Солнцеворот относится к обережным знакам воинов. Наносился на оружие и одежду. Помогал выстоять в бою.

В настоящее время символы также являются мужскими, помогают достичь успеха в поставленной цели. Подходят мужчинам состоящим на защите государства и земли (военные, милиция, мчс, пожарные) или бизнесменам.

Ярила в православном календаре (олицетворение весеннего равноденствия)

После внедрения христианства образ Руевита претерпел изменения и был частично перенесен на святого Георгия (Егория, Юрия).

Главным днем считается весеннее равноденствие 21-22 марта. В современное время праздник носит название масленицы и проводится с обрядовым сжиганием чучела. Данный обряд имеет древние славянские корни когда прощаясь с зимой сжигали обрядовую куклу Мары, прощаясь с зимой приветствовали пробуждение природы весельем и играми молодецкими. Встреча весны носила названия Яриловых гуляний.

Помимо встречи весны отмечался Ярила вешний означавший начало посевной — 23 апреля.

После проводился обряд сжигания Ярило и приветствие Купалы (день Ивана-Купала), отмечался 3 июня и ознаменовал конец весны — начало лета.

Атрибуты

На некоторых изображениях можно увидеть бога Ярило держащим в руках копья, стрелы (символы солнечных лучей) и щит золотого цвета. Также ему сопутствуют следующие атрибуты:

  1. В качестве священного камня Ярилы считался янтарь, а также другие минералы красных и оранжевых оттенков.
  2. Из металлов бог солнца любил железо и золото.
  3. Яриле посвящали седьмой день недели, воскресенье.
  4. Число, посвященное солнечному богу – 5 (отсюда, кстати, происходит еще один символ, который, предположительно может относиться к Яриле – пятиконечная звезда).
  5. Из животных Ярило покровительствовал зайцу и волку.

В качестве подношения (требы) богу весеннего солнца жертвовали:

  • мед;
  • хлеб;
  • блины;
  • кашу;
  • яйца.

Интересно: на некоторых празднествах Яриле сопутствовал достаточно необычный символ – череп или отрубленная голова. Ее давали в руки девушкам, чествовавшим солнечного бога. Этот знак символизировал победу над зимним холодом и смертью.

Где делаются

Славянские татуировки обереги могли располагаться на открытых участках тела и быть невидимыми чужому глазу. Тату Ярило на плече, предплечье, шее наносился с целью демонстрации своей силы или принадлежности к определенному роду. Нательные славянские символические рисунки, которые оставались скрытыми под одеждой, были сильнейшими оберегами на здоровье, силу и счастье.

Солнечный крест наносили на верхнюю часть плеча и спину, Яровик красовался на тыльной стороне кисти, внутренней стороне предплечья. Тату коловрат размещали на руках, спине, груди, а Посолонь наносили на тех местах, которые чаще всего скрывала одежда.

Знак Ярило и его история

Упоминания о татуированных славянах, датируются 10 веком. Язычникам было свойственно наносить на тело сакральные символы с целью:

  • подчеркнуть принадлежность к определенному роду;
  • чтобы защититься от гнева природы и языческих богов;
  • усилить или приобрести недостающие качества характера;
  • для защиты от болезней;
  • в знак уважения языческому божеству.

С помощью татуировок славяне устанавливали тесную духовную связь с природой. Перед ней преклонялись и боготворили. Если обратиться к истории, каждый языческий бог имел природное начало и был связан с природным явлением.

Образ божества был самой популярной темой для славянских татуировок. Его выбирали, ориентируясь на цели и качества человека, которые требовали коррекции. Бог Ярило в славянской мифологии олицетворял Солнце, Весну и плодородие. В представлении древних людей это был горячий рыжеволосый юноша с буйным нравом и храбрым сердцем, который обладал особой привлекательностью для противоположного пола.

Согласно славянским поверьям, происхождение Ярило было таким же сказочным, как и он сам. Сын Велеса, Бога трех миров (Прави, Нави, Яви), и прекрасной Дивы-Додолы, славянской Богини Грозы, был зачат хитростью.

Велес, воспылавший страстью к Додоле, не получил взаимности. И тогда Бог, обладающий даром оборотничества, превратился в ландыш около дороги, по которой шла богиня. Додола не удержалась и понюхала волшебный цветок, а через 9 месяцев родила Ярилу. От Велеса мальчик перенял мужскую мощь и мудрость, а от Додолы – привлекательность и оптимистичный характер, поэтому Ярило еще называют Богом Страсти.

Месяц Ярилы-Солнца – март, а солярный символ – это знак божества. Он символизировал духовную мощь и продолжение рода. Славянский сакральный символ наносили на одежду, копья, щиты, доспехи, культовые принадлежности, а на руки, грудь и спину в виде татуировок. Считалось, что символ Ярилы больше всего покровительствует лесным жрецам и воинам.

В отношении тату оберегов существовали особые правила. О тонкостях нанесения славянских обереговых тату могли заниматься только языческие жрецы. Татуировку бога Ярило имели мужчины, достигшие абсолютной зрелости, старше 33 лет.  Женщинам разрешалось только молиться Яриле-Солнцу, у него было принято просить хорошего жениха и счастливого замужества.

Боги-покровители древних славян

Все славянские языческие боги так или иначе выступали покровителями или какого-либо рода деятельности, или определенной социальной группы. Так, Велес считается покровителем животных и торговли, Перун – князей и воинов, Сварог – плодородия, богиня Лада – покровительница покоя и согласия, Жива — юности и любви, Макошь – судьбы и женского рукоделия и т. д. Связано это с тем, что каждое божество отвечало за определенное природное явление и сферу деятельности человека, а следовательно могло способствовать успеху или неудаче в нем.

Чтобы усилить связь со своим покровителем славяне изготавливали обереги с символикой божества и вырезали кумиров. А также посылали молитвы славянским богам.

Оберег бога — Яровик

Солярным символам и знакам в культуре славян уделялось огромное внимание. Люди знали об их действенной силе и о ее природе

Они сопровождали каждого в их повседневном обиходе:

  • в орнаментных вышивках на одеждах;
  • в нанесении знаков на посуду;
  • в жилье;
  • на орудиях труда.

Их использовали при изготовлении амулетов и носили, как обережную защиту от негативного воздействия. Одним из таких повсеместно используемых солярных свастичных символов был Яровик.

Как выглядит

Он изображается в виде диагонального креста с серповидными завитками на концах. Этим он символизирует годовое, сезонное движение солнца, в котором каждый из четырех периодов был подчинен одному из четырех солнечных богов. Знак передает чистоту и точность движения светила, сила его запускает определенные земные процессы в свой установленный срок.

Кому подходит

Поскольку Яро-бог своим солнечным светом касается всей земной поверхности, и нет на ней места, которую бы он не отметил своим лучезарным взглядом, — амулет или одежду с использованием этого знака всепроникающей Ярилиной силы следует носить людям, склонным к тоске и унынию, одержимым меланхолией. Через это осветятся все затемненные уголки их души, ибо этот знак имеет способность дарить свет тому, кто его потерял.

Кроме этого, яровик подходит:

  • мальчикам — для обретения силы, смелости, жизнерадостности и любознательности;
  • юношам — для воспитания в себе мужественности, укрепления радости каждого дня, встречи с суженой;
  • мужчине — для ощущения полноты жизни и ежедневной радости, передачи позитивного опыта;
  • девушкам — для встречи суженого, развития женских качеств;
  • замужним женщинам — чтобы сохранить и приумножить страсть в супружеских отношениях, рожать крепких и сильных детей.

Сила оберега

Этот символ приносит пробуждение жизненных сил там, где его применяют. Еще он используется для сохранения и приумножения материального достатка. Не зря его наносили на окна и ставни, потолки и скаты крыш, калитки и амбары.

Оберегающая, очищающая и всепроникающая сила знака использовалась для защиты скота и приумножения его поголовья. По этой причине его наносили над входом в конюшни и коровники, овчарни и овины для защиты своего хозяйского добра от силы стихий, диких животных и воров.

Традиции и обряды на Руси

На Ярилу вешнего главным обрядом было вызывание плодородных сил земли. Для этого выбирали юношу, наряжали его, как подобает Яриле, увешивали бубенцами, а на голову водружали венок. Иногда вместо венка на юношу клали каравай хлеба, который после всех обрядовых манипуляций делили между участниками сценария. Воплощенного в молодом человеке Ярилу обводили троекратно вокруг поля.

Другая версия обряда предполагает участие не парня, а девушки. Возможно, таким образом селяне пытались подчеркнуть красоту божества. Итак, в поселении находили самую прекрасную девушку, нарекая ее Ярилихой, невестой божества. Ее облачали в светлые одежды, голову украшали венком из цветов и сажали на белого коня. В руки Ярилихе давали колосья и символическое изображение человеческой головы. В таком виде девушку провожали по полям.

В традициях некоторых местностей деву привязывали к дереву и водили хороводы, исполняя ритуальные песнопения.

Исследовательница Мирча Элиаде предположила, что двуполость характерна всем богам, связанным с плодородием.

У некоторых славянских народов существовала традиция на Ярилин день закалывать молодого барана. Эта миссия возлагалась на неженатого юношу. Исполнитель обряда должен был совершить доверенное таким образом, чтобы ни одной капли крови не пролилось на землю. Зато бараньей кровью оставляли отметины на лице и голове у детей.

Обрядовое чествование Ярилы и его невесты Ярилихи выражалось в изготовлении кукол, их изображающих. На празднике виновников торжества развлекали игрищами и угощали подношеньями, а к вечеру закапывали в землю, в знак начала посевной.

Традицией Ярилова дня была ярмарка. Уже в самом слове содержится отсыл к богу Яриле. Этнографами собраны описания множества других традиций: водить хороводы, петь по ночам ритуальные песни о даровании урожая и сохранении стад.

С Яриловым днем связано ожидание первого выпаса. Наши предки заметили, что до этого времени выгонять скотину из хлева не было смысла. Так как первая зелень еще не появилась. Зато пастухи уже начинали готовиться к рабочему сезону – с Ярилы вешнего они переставали стричься.

В Олонецкой губернии мужчины совершали ритуальные действия на дворе. Хозяин брал топор или нож, который кололи скотину и троекратно обходил хлев, чертя топором на земле линию, окружающую место содержания скота. Все это сопровождалось чтением заговора, а в конце процедуры приносилась жертва Яриле в виде тетерева. Считалось, что такое мероприятие убережет животных от нападения волков во время выпаса.

Статус

Вопрос о том, кем же являлся Ярило — божеством или всего лишь ритуальным персонажем — долгое время оставался открытым. Часть исследователей считает, что нет никаких данных, что Ярило был славянским божеством. Н. Гальковский пишет: «Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещеваниях Тихона Задонского жителей гор. Воронежа» (относится к 1763 году). Другие исследователи не разделяют этого скептицизма, и склоняются к тому, что Ярило был всё-таки божеством (его нередко, основываясь на сходстве имён, связывают с Яровитом балтийских славян). В энциклопедическом издании «Мифы народов мира» (1980) Ярила трактуется как «как божество весеннего плодородия».

В энциклопедическом издании «Славянские древности: Этнолингвистический словарь» Института славяноведения Российской академии наук, вышедшем под редакцией Н. И. Толстого (2012), Ярила однозначно трактуется как «персонификация праздника».

Портрет Ярилы

В мифах Ярило описывается неземным красавцев. Светлые кудри его сияют золотом в лучах солнца, лицо румяно, а глаза напоминают синее небо. Путешествует по небосводу Ярило на своём белоснежном коне, а волосы свои любит украшать венком из цветущих трав.

Кстати, последняя деталь показывает нам на связь венков с оберегами. Они напоминали форму круга (солнца), а потому могли защитить человека от злых и тёмных сил. Любит Ярило путешествовать по земле.

Оказавшись среди людей, задорный бог любит подшучивать над ними. Если Ярила посмотрит на девицу – зардеется та от чувств потаённых. Если же доведётся встретиться с Ярилой молодцу – от одного взора опьянеет он, будто хмель в голову ударил. Вот такие истории рассказывали наши предки об этом боге.

Легенды и мифы

  1. По легенде, бог Ярило родился от Велеса и Додолы. Произошло это так. В незапамятные времена бог Велес воспылал запретной страстью к жене своего брата Перуна – богине грозы Додоле. Он не мог смириться, что прекрасная богиня предпочла ему громовержца и превратился в прекрасный ландыш, который и заметила однажды Додола.

    Она понюхала цветок и уснула, а когда проснулась, то на свет появился Ярило, ставший воплощением яркой и сильной любви своего отца Велеса и страстного, необузданного характера матери Додолы.

  2. Еще один миф рассказывает о том, как зародилась жизнь на земле. Давным-давно Мать Сыра Земля спала беспробудным сном, была недвижима и холодна. Ярило озарил ее своим светом, пожалел и воспылал любовью, после чего начал осыпать поцелуями. Земля пробудилась ото сна, а на местах, где ее коснулись губы страстного бога, появились моря, леса и реки.
    От священного союза Земли и Солнечного Бога родились все живые существа, растения, звери, птицы, а затем и все люди на свете.
  3. По одному из поверий древних славян, именно Ярило подарил людям хлеб. Раньше никто не возделывал землю и не выращивал пшеницу, поскольку крестьяне очень боялись навредить Матери Сырой Земле и причинить ей боль, от этого никогда не вскапывали почву. И однажды Ярило показал людям прекрасные лепешки из муки, которые раньше пробовали боги в своем небесном царстве и показал, как возделывать поля и выращивать пшеницу.

    А сама Земля, которая беззаветно любила юного солнечного бога, питавшего ее теплом и силой, благосклонно позволила людям добывать хлеб – ценнейший плодородный дар. С тех самых времен Ярилу считают богом-покровителем плодородия и молят о богатом урожае.

Стрибог

В восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря.

Божества, связанные с Ярилой

Прослеживается связь между Ярилой и Яровитом, который у западных славян являлся богом плодородия. Также он являлся богом весенних гроз и вихрей. Само имя его обозначает «яростный вихрь».

По легенде, раньше он был отважным земным воином, совершившим благородные ратные подвиги, за которые Сварог еще при земной жизни вознес его на небо.

Все весенние деяния Ярила были также свойственны и Яровиту.

Очень схожее название с Ярилой на древнеславянском языке имеет и Руевит, что обозначает «рвущий льды». В славянской мифологии считался богом победы, ведущим борьбу с мраком в отдельных точках Вселенной, в то время как Перун и Стрибог ограждают весь космос от мирового зла.

Мифы и легенды о Яриле

Согласно мифологии народа этот бог был всадником на белом коне.

Во всех писаниях бога весеннего солнца описывают как белокурого и голубоглазого красавца-юношу в белом одеянии. Он молод, силен и ездит верхом на белоснежном коне. По легенде, именно Ярило научил славян изготавливать хлеб. Путешествуя за морями, он отведал вкусные лепешки и понял, что это самая полезная пища на земле. Немного лакомства он привез остальным богам, и все вместе они стали думать, как научить людей возделывать грунт, сеять пшеницу, перерабатывать ее в муку и выпекать хлеб. Народ долго не решался, боясь причинить боль матери Земле. Тогда Ярило собственноручно посеял первые зерна, и славяне поняли, что в этом нет ничего страшного. С тех пор хлеб появился на столе у каждой семьи. Легенды слагали и о влюбчивости бога-красавца. Однажды в него влюбилась прекрасная богиня утренней зари Леля и призналась в своих чувствах. Ярило ответил взаимностью, но при этом отметил, что всех остальных женщин на земле он любит с той же силой.

Много мифов связано с празднованием прихода весны. Самый красивый парень в деревне исполнял роль бога солнца: его одевали в белое и на белом коне он должен был проскакать по полю с колосьями в руках. Гуляния затягивались на недели и сопровождались песнями, плясками и веселыми играми. Так как Ярило — бог любви и страсти, одинокие старались в эти дни найти свою половинку. Славяне считали, что отношения, завязанные в праздник весны, будут крепкими и гармоничными. Ведьмы и знахари знают, что любовные заговоры в это время обладают особой силой.

Сварог

Сварог-бог-создатель земли и небес. Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Как и Род, Сварог – бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело.

Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось.

Ярило — бог солнца у славян

Ярило — бог солнца у древних славян, самый младший среди солярных богов. Его принято считать младшим братом Хорса и Даждьбога, незаконнорожденным сыном Додолы и Велеса. Однако родословные славянских богов настолько запутаны, что разобраться в них сейчас крайне сложно — слишком мало сведений дошло до наших дней. Известно, что бог славян Ярило относился к поколению сыновей или внуков богов.

Ярило-Солнце был также божеством неистовой страсти, деторождения, расцвета сил человека и природы, юности и плотской любви. Ещё его называли богом весны или воплощением весеннего солнца. Если бог Коляда отождествлялся с молодым, только рожденным вновь после холодной зимы светилом, то Ярило представлялся славянам как уже набравшее силу солнце.

Отличительными чертами этого божества является искренность, чистота и неистовость, яркость темперамента. Все «весенние» черты характера традиционно считали присущими ему. Ассоциации этого бога с весной заметны по названию яровых культур зерновых, которые сажают ближе к весне. Изображали Ярило в виде молодого и статного парня с голубыми глазами. На большинстве изображений он был наг по пояс.

Некоторые считают, что Ярило является богом любви и покровителем влюбленных. Это не совсем правильно, он отвечает только за плотскую составляющую отношений. По одной из старинных славянских легенд, богиня Леля влюбилась в Ярило и призналась ему в этом. Он же ответил, что также любит ее. А еще Мару, Ладу и всех остальных божественных и земных женщин. Ярило выступал покровителем неукротимой страсти, но не любви или брака.

Как правильно очистить и зарядить?

При постоянном использовании оберег впитывает в себя много негативной энергии, исходящей от окружающих людей. И необходимо время от времени проводить чистку своего талисмана и его подзарядку, чтобы он мог и дальше служить своему владельцу. Эти действия должен проводить сам обладатель талисмана.

Все методы очистки тесно связаны с воздействием природных сил, с круговоротом энергии, способности нашей матери-природы поглощать нечистые материи.

Четыре стихии способны очистить оберег:

  1. Вода – она должна быть проточной, лучше, конечно, ключевой или родниковой, речной, но и водопроводная тоже подойдет, лишь бы не застаивалась. Можно омыть талой или дождевой водой.
  2. Огонь – это может быть пламя костра, свеча, причем свеча после ритуала сразу выбрасывается в недоступное место, чтобы больше никто ею не мог воспользоваться. Оберег несколько раз проносят над открытым пламенем, считается, что в огне сгорает вся нечистая энергия.
  3. Земля – для проведения обряда нужно на ночь неглубоко закопать талисман в сухую рыхлую землю, эффективнее будет огородить это место природными камнями.
  4. Воздух – способ подразумевает окуривание оберега дымом магических трав, хорошо использовать благовония из кедра или шалфея. Плюс этого метода в том, что очистке подвергается и помещение, в котором производится действо.

Если вы подозреваете, что ваш оберег подвергся сильному негативному воздействию, то можно положить его в соль на трое суток. Этот минерал способен очень хорошо впитывать в себя негатив. После этого соль обязательно нужно выбросить, закопать или смыть водой.

Зарядить ваш талисман поможет свежий воздух и лучи солнца. Лучше всего разместить его на улице, на продуваемом месте, прямо под открытым солнцем, но в тихом месте, где ритуалу не помешают чужие взгляды.

Праздники в честь божества

Праздники в честь Ярилы начинались со дня весеннего равноденствия. В определенные дни, вплоть до двадцатого июня, люди при помощи обрядов и веселья чествовали весеннего бога, чтобы урожай был богатый, а жизнь радостная.

Как отражение преданий старины глубокой в некоторых местах люди еще долго, вплоть до девятнадцатого века на Ярилин день в конце апреля благодарили Яро-бога, выбирая ему жену — Ярилиху из числа девушек селения. Ее одевали в белое и водили вокруг нее хороводы с песнями, славящими ее жениха, а в поле появлялся молодой парень верхом на белом коне, обнаженный по пояс с венком на голове и колосьями в руке, понукавший босыми ногами своего коня, объезжавший кругом селение и прилегающие поля, распечатывая ниву.

Поощрялись также игрища между парнями и девушками с достаточно свободными отношениями, но в рамках благопристойности.

В Ярилины дни устраивались ярмарки и пиры в полях с яичницей, пирогами да сладостями. Традиционными были и кулачные бои, поскольку сам весенний бог не отличался мягкостью и покладистым характером.

Удалым весельем с играми, песнями и хороводами праздновали люди начало посевной. Вместо парня и девушки могли использоваться чучела, которые по окончанию праздника закапывались в землю, кое-где сжигались или бросались в воду.

В день выгона скота на пастбище тоже устраивался праздник, посвященный божеству, который сохранялся достаточно долго. В этот день выпекали козульки — пресное печенье из ржи в виде тех животных, которых выгоняли в поле. Ими угощали пастухов, а излишки раздавали детям.

Обряды могли отличаться в зависимости от региона, время тоже накладывало на них свои отпечатки. Но то, что люди ощущали всем сердцем единство с разумными силами природы, определяло их отношение к жизни через благодарность к тем, кто ее создал и одарил великим даром познавать ее многообразие. Они придерживались ритмов природной гармонии, и жизнь их наполнялась счастьем, за которое они благодарили прежде всего бога Ярилу.

Образ

«Похороны Костромы». Рисунок с лубка. XIX век

Образ Ярилы сходен с образами Костромы, Кострубоньки, чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне. Так, в Костромской деревне такое чучело под названием Ярило клали в гроб и давали носить по деревне старику, которого одевали в лохмотья, а вместо песен было оплакивание. После этого Ярило зарывали в поле. Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами и причитания нередко содержали эротические намёки и сопровождались скабрёзными шутками мужиков.

По мнению ряда исследователей, ритуальный образ Ярилы, как и сходных персонажей, представляет собой не до конца развившийся образ умирающего и воскресающего бога. Дж. Фрэзер так реконструировал стадии развития этого божества:

  1. Земля и урожай является главной ценностью для земледельца. Поэтому понять, как-то воздействовать на этот процесс было одной из главных составляющих мышления человека. Сначала выделяется «дух зерна» — сила плодородия, та которая и ведёт к урожаю. Обычно он мыслился остающимся в последних несжатых колосьях, при помощи манипуляций с которыми («завивание бороды», «последний сноп») земледелец пытался сохранить и возродить плодородную силу земли.
  2. «Дух зерна» с течением времени переходит в стадию Хозяина зерна, это уже́ не дух, но то, что им повелевает.
  3. Персонификация (Ярило, Кострома, Кострубонька). Это ещё не боги — им не поклоняются, и культ их носит временный характер (почитание чучела в определённый праздник).
  4. Обожествление — хотя аграрное происхождение его и не исчезло — празднование в честь них ещё сопряжено к земледелию, но уже и есть постоянное поклонение им (Персефона, Осирис и т. д.).

Образ по П. Древлянскому

П. Древлянский описывал образ Ярилы/Ярила, как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Весьма характерно, что и Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи.

В его трудах, у белорусов в конце апреля (27 апреля) вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали её в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побеждённая зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали её на белого коня, а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярило.

Часть исследователей считали большу́ю часть данных Древлянского — в том числе и о Яриле — фальсификацией. Иные же (например, Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров) считали их подлинными и использовали информацию Древлянского в своих реконструкциях. Согласно последним данным, белорусский «бог весны и плодоносия» П. Древлянского — романтическая мистификация.

В христианстве функции Ярилы переходят к святому Георгию (Юрию, Егорию Вешнему).

Доля и Недоля

Доля — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.

Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет.

Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.

НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.

Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судьбы.

Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector