Девы-птицы сирин и алконост

Сирин в искусстве XX—XXI веков

К художественному образу птицы Сирин мастера русских народных промыслов продолжали обращаться и в XX—XXI веках. Так, он нередко присутствует в сюжетах пермогорских росписей, а каргопольские игрушечники лепят птицу Сирин в виде птички-свистульки с женской головой.

Образ птицы Сирин с небольшой короной на голове мы встречаем и на одном из резных каменных панно, размещённых на стенах станционного зала станции «Перово» Московского метрополитена (открыта в 1979 году). Авторы архитектурно-художественного оформления станции — художники Л. А. Новикова и В. И. Филатов, опиравшиеся на традиции русского народного прикладного искусства, выполнили эти резные панно в традиционном русском «хоромном» стиле. По словам Л. А. Новиковой (которая ещё со студенческих лет увлекалась русским народным искусством и ездила в фольклорные экспедиции на Север), птица Сирин изображена как символ счастья.

В книге «Роза Мира» Даниила Андреева сирины, алконосты, гамаюны становятся архангелами христианских метакультур.

Упоминания

  • Птицы Сирин, Гамаюн и Алконост — упоминаются в . Владимира Высоцкого.
  • Сирин — литературный псевдоним Владимира Набокова.
  • . — песня Бориса Гребенщикова, вошедшая в состав «Русского Альбома». Также птица Сирин упоминается в песнях «Скорбец», «Камни в холодной воде», «8200» и «Кони беспредела».
  • «Сирин-соната» (1999) — произведение для фортепиано украинского композитора Виктории Полевой.
  • О птице Сирин (Сирене) упоминает в первой серии двухсерийного детского музыкального телефильма «Выше Радуги» (1986) Юрий Сенкевич, выступавший в этом фильме в роли камео.
  • В песне Гарика Сукачёва «Напои меня водой» также упоминается Сирин: «Погляди на меня и белым крылом//Птицы Сирин коснись ручья».
  • Птице Сирин посвящена песня этнического музыкального коллектива Птица Тылобурдо — «Птица Сирин (заговор на любовь)».
  • Птица Сирин выступает в качестве рассказчицы сказки в анимационном фильме «Молодильные яблоки» (1974, студия «Союзмультфильм»).
  • Птица Сирин упоминается в стихотворении Александра Блока «Сирин и Алконост».

Птица Сирин и Сирены – одно и то же?

Сравнительно недавно историки выдвинули гипотезу о происхождении славянской птицы Сирин. Согласно ей, этот персонаж был заимствован из мифов Древней Греции. Как мы все помним, существуют достаточно много историй о греческих мореплавателях, гибнущих от пения Сирен – прекрасных дев-змей. Птица Сирин у славян тоже обладала прекрасным голосом. Все, кто слышал её пение, не могли спокойно жить и вскоре покидали мир живых. Могут ли эти, казалось бы, разные существа являться аналогами друг друга? Такого историки не исключают.

Отрицающие это предположение учёные изначально делали ставки на то, что между Древней Грецией и Русью не могло быть контактов, а это значит, что знать о сказочных существах в культуре этих стран было невозможно. В этом случае хотелось бы вспомнить о финикийских купцах, которые торговали как с Грецией, так и с государствами на всей территории Европы (с Древней Русью в частности). Именно торговцы Финикии могли стать тем промежуточным звеном, через которое сведения о поющих девах могло попасть в мифы славян.

Безусловно, описание Сирен и птицы Сирин слишком разные. Но никто не будет спорить, что вряд ли славяне могли описывать любое существо, вредящее населению Древней Руси, как обитателя океана. Напомним, что славяне хоть и не испытывали недостатка в воде, практически никогда в качестве среды обитания мифических существ не упоминали океанские глубины. Куда ближе им был омут в местной речке, замшелое болото или тёмный непроходимый лес.

Население Греции, напротив, обитало на многочисленных островах, разбросанных по Средиземному морю, поэтому о морских и океанских глубинах они знали не понаслышке. Лесов и болот в их местности практически нет. А теперь вспомните хоть одно существо, упоминаемое в мифах Греции, которое обитало бы в болоте или непроходимой тёмной чаще. Таких нет!

Все эти факторы и позволили судить исследователям мифов о том, что птица Сирин и морская Сирена могут быть одним и тем же существом. Кто первым рассказал о ней историю — древнегреческий или древнеславянский сказитель, — к сожалению, вряд ли удастся установить достоверно.

Другие обитатели солнечного сада

Помимо Гамаюн, в солнечном саду живут еще две мифические птицы, имена которых хорошо знакомы знатокам славянской культуры. Это Алконост и Сирин.

Алконост

Птица с руками и головой юной девы, глашатая бога солнца Сварога. Место обитания птицы – остров Буян. Согласно византийским и русским легендам, отождествляется со светлым началом, а песни её предвещают процветание и радость.

Прародительницей считается героиня греческих легенд Алкиона, которая утопилась в море, узнав о гибели горячо любимого супруга. За это великие боги Олимпа превратили её в птицу и повелели летать над морями. Внешними особенностями Алконост являются женское лицо, руки и грудь, позолоченная корона на голове и когти из драгоценного металла: на правой лапе – золотые, на левой серебряные.

Согласно сохранившимся изображениям оперение птицы пёстрое, однако художник Васнецов изобразил Алконост с белыми перьями, посчитав, что именно белый цвет лучше других отражает светлую сущность. Согласно преданиям, Алконост легко может как успокоить морскую гладь, так и вызвать бурю, а голос её, сладкий и нежный, одурманивает человека и заставляет забыть на время обо всём на свете. Песни её – это не бессмысленные трели, а послания от мира богов миру людей.

Кроме того, считается, что Алконост сопровождает погибших на поле боя воинов до ворот солнечного сада Ирия. Однако и Алконост есть «тёмные стороны». Согласно преданиям, яйцо её, которое она раз в год откладывает на дно морское, способно выполнить любое человеческое желание и уберечь от всех бед и зла. Смельчаков же, пытавшихся выкрасть это яйцо, Алконост преследует до конца его жизни, а душу после смерти оставляет мыкаться по земле, не давая подняться в Ирий.

Ирий – страна солнца у древних славян. Место, где цветут невиданные цветы и растут удивительные деревья, где обитают мирные животные и птицы с чудными голосами. Там же растёт и мировое древо, под сводами которых пируют славянские боги, и протекает Молочная река.

Согласно некоторым легендам, из Ирия аисты приносят на Землю младенцев.

Сирин

Полная противоположность птице Алконост. Черноволосая и светлоглазая, с серебряными когтями, эта птица считалась вестником Кощного бога, повелевающего мёртвыми. Прародительницами образа Сирин считают сирен – птицеобразных существ, живущих на скалах морских и заманивающих мимо плывущие корабли своими песнями.

Первое изображение Сирин относят к Х веку, со временем же о существе стали писать и в литературных источниках. Место обитания – мир мёртвых, Навь. Впрочем, эта информация взята из более ранних легенд. Поздние же источники говорят, что Сирин обитает в Ирии, где охраняет Молочную реку, деревья и лишь изредка слетает на землю, чтобы оплакать погибших в боях воинов.

Изначально Сирин – персонаж исключительно отрицательный. Считалось, что она дурманит разум всем, кого встречает, заставляя человека забыть и настоящем, и о прошлом

Голос её позволял прогнать страх смерти перед лицом опасности, однако заставлял и забыть об осторожности, а порой – и стремиться к настоящему суициду

Сирин умела вызывать водовороты, обладала даром предвидения: описывала прохожему его будущее, а также подвергала его испытанию пением: если человек, слушая её, удержал себя в руках – одаривала его. В противном случае могла и умертвить. Противостоять существу можно было двумя способами:

  • во-первых, греметь оружием, бить в барабаны и стрелять из пушек (Сирин не выносила шума);
  • во-вторых – начать петь самому и поразить птицу своим чарующим голосом.

Интересное наблюдение: никогда вместе с Гамаюн на лубках не изображались другие птицы из солнечного сада.

Оставим открытым вопрос: существовала ли птица Гамаюн на самом деле или нет? И в одном существующем источнике ответа не найдется, как и свидетельств.

Но пока не забыта славянская мифология и в сердцах человеческих живёт вера в чудеса, другие миры и необыкновенных существ – давайте будет читать легенды наших предков и вызывать старинную память наших поколений, которая хранится где-то в глубинах душ. Пусть прекрасные сказочные птицы придут к нам в наших фантазиях и снах, и ниспошлют нам блаженство и счастье!

Образ в славянской мифологии

Сказочный образ проделал долгий и нелёгкий путь, прежде чем попал на Русь. По одной из версий, он пришёл вместе с купеческими судами, перевозившими товары из дальних стран по Каспийскому (Хвалынскому) или Чёрному морю через Волгу или Днепр. Борта кораблей были украшены яркими росписями, на которых изображались необыкновенные представители животного и растительного мира.

В оживлённых портах купцы рассказывали простым людям об иных землях, пересказывали античные мифы, которые им удалось услышать вдали от Родины. Так и стала известна древнегреческая легенда об Алкионе, превращённой Богами в зимородка.

По другой версии, образ Алконост попал на Русь из литературного произведения в вольном пересказе «Александрия», повествующей о походах великого полководца Александра Македонского. Легенды о крылатых девах быстро прижились среди славян, ведь в глубокой древности мир человека был населён различными фантастическими созданиями.

Люди обожествляли растения, животных, стихии, каждое природное явление, будь то ветер и или дождь, наделялось мистической силой, душой и разумом. Наравне с ними существовали и невиданные существа, о которых узнавали из книг тех времён: Травников, Хронографов и т. д., в которых реальные события часто переплетались с вымышленными. Поэтому такой персонаж, как Алконост, оказался понятным и близким для жителя Древней Руси.

Изображение птицы Сирин – оберег или предупреждение?

Изначально славяне придавали изображениям птиц особый смысл. Так называемая «уточка», являющаяся упрощенным символом птицы, всегда несла положительный заряд. Что значит птица Сирин, изображённая, к примеру, на сундуке с хранящимися в нём тканями, платками и другим добром, или в виде схематического изображения на одежде славянки? В настоящий момент считается, что девы-птицы оберегают владельцев предметов, на которые они помещены. В стародавние времена верили, что их распростёртые крылья разгоняют несчастья и плохие мысли.

В паре с Алконост Сирин считалась оберегом для женщин и детей. Этих персонажей часто вышивали на поясах. Такие предметы считались очень сильными оберегами. Именно Сирин олицетворяла чистоту помыслов, надежду на светлое будущее и помогала избавиться от различных соблазнов. Почему так произошло? Это до сих пор остаётся загадкой. Доподлинно известно, что негативные «функции» с начала 1 века н. э. на себя взяла Обида – тёмная птица, мало походившая на деву с крыльями Сирин.

Гамаюн

Это тоже райская птица, которую русский народ называл «вещей». Согласно преданиям, она живет в морских просторах, летает над ними в поднебесье. Ее крик – предвестник счастья. Когда-то ее представляли, как безногую птицу без крыльев, которая перемещалась при помощи своего хвоста. Ее падение было знаком – скоро должен умереть один из знатных людей.

В «Книге естествословной» дается такое описание гамаюна: она крупнее воробья, но без ног и крыльев. Перья у нее разноцветные, длинный хвост (более 1 м).

Но художник В. Васнецов изобразил ее чернокрылой птицей с женским лицом, тревожным и испуганным. И, если раньше с ней связывали блаженство и радость, после этого мрачного образа она стала птицей, предрекающей трагедии.

История происхождения

Представления об Алконосте в славянском фольклоре восходят к греческой мифологии, к мифу об Алкионе, дочери Эола, которую боги превратили в птицу зимородка. Девушка вышла замуж за царя Кеика, который погиб во время кораблекрушения. От горя Алкиона бросилась в море, чтобы разделить печальную судьбу мужа, и в этот момент боги превратили женщину в птицу-зимородка.

Алконост

Есть и другая версия, согласно которой Алкиона и Кеик чересчур возгордились и начали называть друг друга именами богов. За это Зевс покарал обоих и превратил Кеика в чайку, а Алкиону — в зимородка.

Греки называли период в середине зимы, когда море спокойно, «алкионовыми днями». Эта тихая погода стоит неделю или две. Считается, что Эол в это время смиряет ветры, чтобы Алкиона могла спокойно высидеть птенцов. Гнездо же Алкионы плавает по волнам.

Этот миф также воплотился в переработанном виде в представлениях о том, как высиживает яйца Алконост. В славянском фольклоре считается, что птица Алконост откладывает яйца в дни зимнего солнцестояния. Яйца эти опускаются на дно морское и там лежат семь дней, а затем всплывают.

Алкиона

Пока яйца Алконоста пребывают в морской пучине, на море стоит штиль, безветрие. Забрав яйца из моря, Алконост уносит их на берег и там высиживает. Есть легенды о том, как люди пытались выкрасть яйца Алконоста, чтобы поместить те под потолком церкви.

В русскую культуру образ Алконоста проник благодаря переводам, в частности, «Шестодневу» Иоанна Болгарского. Ранние изображения Алконоста можно найти в книжных миниатюрах двенадцатого века. В XIV-XVII веках образ райской птицы Алконост проникает в памятники древнерусской литературы, азбуковники и лубочные картинки.

Образ мифической птицы в ломатовской культуре Прикамья

Изба-птица. Прикамье

Другой интересный момент связан с так называемой ломатовской культурой Прикамья, которую археологи относят в V–IX векам. Одним из главных символов этой культуры являлась птица с распахнутыми крыльями и человеческим ликом на груди — это изображение использовалось в виде оберега повсеместно — в деревянном зодчестве, на одежде, на предметах быта. Кроме того, еще издревле крестьяне в пермском крае ставили свои избы так, что внешне они как бы напоминали птиц — с широкими скатами крыш похожими на крылья. Более того они и назывались «избы-птицы», а «птичья» символика пронизывали все детали конструкции от конька, до желобов отводящих дождевую воду.

Предметы ломатовской культуры (Пермский край, VI-VIII век): слева — птицевидный идол с человеческим лицом на груди; справа — трехголовая птица в полете. Оба предмета использовались как обереги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector